Программа Занимательные финансы

Содержание программы
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи программы воспитания финансовой грамотности.
1.3. Структура программы.
1.4. Формы и методы ознакомления детей с миром финансов.
2. Содержательный раздел
2.1. Календарно-тематическое планирование
2.2. Взаимодействие с семьями воспитанников
3. Организационный раздел.
3.1. Организация предметно-пространственной среды.
3.2. Методическое обеспечение.

1.1. Пояснительная записка
Программа «Занимательные финансы» для детей старших и подготовительных
групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой
МБДОУ «Детский сад № 2 «Колосок». Содержание Программы соответствует
Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования
(далее - ФГОС ДО). Данная программа включена в часть программы, формируемой
участниками образовательного процесса. Цель программы - помочь детям пяти–семи лет
войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ
финансовой грамотности у детей данного возраста.
Рабочая программа обеспечивает развитие детей с учётом их возрастных и
индивидуальных особенностей по образовательной области «Познавательное развитие».
Программа отражает основные положения Стратегии повышения финансовой
грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы, утвержденной распоряжением
Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит
определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования,
который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и
поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в
конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.
Рабочая программа составлена с учетом Методических рекомендаций для
педагогических работников по реализации экономического воспитания дошкольников
«Занимательные финансы. Азы для дошкольников».
Срок реализации программы – 2 года обучения.
Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых
решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных
финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком
знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном
случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств,
которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.
Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям
правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных

установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко
родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи,
игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОО
основ экономического воспитания может помочь родителям в решении этой
воспитательной задачи. Пассивное, безответственное поведение в сфере личных и
семейных финансов выступает главной причиной денежных проблем и неудач во
взрослой жизни. Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с
рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому
устройству общества стратегию финансового поведения.
С точки зрения включения экономического воспитания в образовательную
деятельность дошкольников 5-7 лет речь не идет и не может идти о полноценных знаниях,
умениях или навыках рационального обращения с деньгами. Однако именно этот возраст
является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических
особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые в
дальнейшем будут необходимы для воспитания финансово грамотного гражданина. Эти
свойства личности способствуют успешности решений, принимаемых взрослым
человеком.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются воспитание у
ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых
обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то
товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о
финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным
человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Приобщение дошкольников к финансовой грамотности не предполагает
ознакомления с работой финансовых институтов, а тем более постижения специфических
понятий (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.) и решения
сложных арифметических задач.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является
развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к
реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества,
присущие настоящей личности. В дошкольном возрасте закладываются не только основы
финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей
жизни. Поэтому занятия по программе экономического воспитания необходимы не только
школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Для реализации
программы «Занимательные финансы» в старшей и
подготовительной группах создается зона «экономического игрового пространства» с
подборкой литературы, игр экономического содержания и другого дидактического
материала. Таким материалом может стать подборка художественной литературы:
рассказов экономического содержания, фольклора, авторских сказок; логические и
арифметические задачи, задачи – шутки, проблемные ситуации. Обязательно оборудуются
контейнеры или ящики с выносным материалом для сюжетно – ролевых игр «Магазин»,
«Кафе», «Банк», «Почта», «Автозаправка» и другие. Также в зоне экономического
игрового пространства размещаются дидактические игры, наглядные пособия (альбомы,
фотографии).
В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ
финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические
формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др.), так и современные (проектная
деятельность,
ситуационные
задачи,
мастерские,
викторины
и
конкурсы,
театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер,
позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

1.2. Цели и задачи программы воспитания финансовой грамотности.
возрастные и индивидуальные особенности воспитанников группы;
Цель программы – помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую
жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного
возраста.
Воспитание уважения к труду и людям труда, бережливое отношение ко всем
видам собственности, экономное расходование материальных ресурсов, воспитание
трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и
других качеств личности.
Формирование разумных экономических потребностей, умение соизмерять
потребности с реальными возможностями их удовлетворения, воспитание убеждения в
том, что личный добросовестный труд является средством, удовлетворения своих
потребностей.
Задачи:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
 понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат
труда людей);
 уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
 осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость
продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого
творения;
 признавать
авторитетными
качества
человека-хозяина:
бережливость,
рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость,
благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства,
материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
 рационально
оценивать способы и средства выполнения желаний,
корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и
временную перспективу реализации;
 применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры.
Неслучайно ее ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических
особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к
явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и
экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника
(связь этического, трудового и экономического воспитания), что соответствует
федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Содержание Программы способствует социально-коммуникативному и познавательному
развитию детей.
Ожидаемый результат
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки
будущих экономистов. Оно ставит цели, близкие и нужные каждому человеку, его семье,
окружению. Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать
хозяина — собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться
как в домашнем хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся
производственные и товарно-денежные отношения, народное хозяйство страны в целом.

Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте,
конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование
элементарных экономических навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель —
воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно
зарабатывать деньги и любящего свою страну.
В результате освоения программы дети:
- адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми
знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка,
супермаркет, интернет-магазин;
-знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например,
предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
- адекватно ведут себя в окружающем предметном мире, в природном окружении;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить
свою или чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий
(бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше
отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители,
как ведут хозяйство и т. д.);
- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым
существам, бережно относятся к природе;
- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи
другим людям.
Программа «Финансовая грамотность», образовательная область «Познавательное
развитие», реализуется в старшей и подготовительной группах через совместную со
взрослыми деятельность. Данный вид деятельности планируется в соответствии с
моделью реализации образовательной программы в течение дня не менее одного раза в
неделю в игровой форме. Также данный вид деятельности может реализовываться и в
самостоятельной деятельности детей. Продолжительность игровой деятельности зависит
от индивидуальных особенностей детей, их желаний и возможностей, с учетом принципа
индивидуализации образования.
1.3. . Структура программы.
Программа состоит из семи блоков (разделов), связанных между собой задачами и
содержанием: «Без труда нет жизни на земле», «Что такое деньги, откуда они берутся и
зачем они нужны», «Покупаем, продаем, обмениваем», «Тратим разумно, сберегаем,
экономим», «Учимся занимать и отдавать долги», «Учимся планировать», «Богатство и
бедность».

В каждом блоке раскрываются педагогические задачи, содержание работы,
основные понятия, методические рекомендации по созданию игровой и предметной
среды.
Несмотря на внутреннюю связь блоков, каждый из них может быть реализован
автономно в виде мини-программы, поскольку содержит богатый материал для
воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста. В
некоторых частях программа дополняется методическими указаниями уточняющего
характера, что не исключает разработки специальных методических указаний и наглядных
пособий, соответствующих содержанию каждого блока программы.
1.4. Формы и методы реализации программы.
Программа реализуется по нескольким направлениям. Одно из ее преимуществ –
игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой
форме. Занятия в детском саду по экономике проводятся в различных формах:
- занятия-соревнования,
- занятия-путешествия,
- занятия-экскурсии,
- занятия-викторины и т. д.
Все предлагаемые в программе формы и методы проведения занятий носят
инновационный и интегративный характер, позволяют решать задачи из двух и более
образовательных областей, развития двух и более видов детской деятельности.
Занятия по данной программе включают:
1.
Ознакомление детей с денежными единицами разных стран.
2.
Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки.
3.
Проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации:
«Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион».
4.
Организация настольных игр (Денежный поток, Монополия, Монополит,
Лунапарк).
5.
Организация развивающих игр («Пятый лишний», «Подбери витрину для
магазина», «Кому что нужно для работы», игры по продвижению продукта).
6.
Решение арифметических задач, кроссвордов.
7. Этические беседы на тему полезности, необходимости, преимущества владения
тем или иным нравственно-экономическим, предпринимательским качеством. Задания на
определения этих качеств.
8. Игры-путешествия в прошлое предметов.
9. Сюжетно-дидактические игры производственной тематики, в ходе которых дети
изготавливают реальный продукт, вступают в «экономические отношения», проявляют в
элементарной форме бережливое отношение к продуктам труда, экономное расходование
материалов, умение планировать свою работу, достигать положительного результата с
наименьшими затратами сил, времени, средств.
10. Собственная деятельность детей – игра, труд, художественная деятельность.
Занятия по программе строятся на основе художественной литературы. Овладеть
экономическим понятиями детям помогают использование произведений экономического
содержания в игровой деятельности и на занятиях. Для этого используется сборник
«Занимательные финансы. Азы для дошкольников. Читаем и обсуждаем». Сборник
включает в себя произведения устного народного творчества и художественные
произведения, которые затрагивают не только финансовые, но и нравственные аспекты
жизни, с которыми дети сталкиваются в повседневной действительности. На примере
поведения героев рассказов, стихов, сказок, притч у детей формируется начальный
финансовый кругозор и закладываются основы разумного финансового поведения,

вырабатываются такие важные для жизни качества, как трудолюбие, уважение к себе,
другим людям, своему и чужому труду, вера в себя, настойчивость, упорство и терпение
при достижении поставленной цели, сила воли, оптимизм и др. Все эти качества во
многом определяют финансовое благополучие человека во взрослой жизни.
Анализ пословиц и поговорок, выражающих коллективный ум, опыт, народную
мудрость, которые содержат в обобщенной форме идей экономической целесообразности,
нравственных ценностей.
Просмотр мультипликационных фильмов, видеофильмов, презентаций.
Лучшему пониманию материала поможет экономический уголок в группе с
экономической картой для путешествий, дидактическими материалами.

Перечень базовых финансово-экономических понятий
Понятие
Описание
№
5-6 лет
Труд,
1
работа, Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо,
профессия, продукт сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни
1
труда, товар, услуга
необходимо
трудиться.
Результатом
трудовой
деятельности может быть как достижение поставленной
цели (например, овладеть мастерством катания на
коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому
человеку, починить сломанную вещь и др.), так и товар
или услуга.
Деньги,
2
монета, Понимание ребенком, что труд приносит доход.
2
купюра,
доход, Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки
заработок, заработная труда (вознаграждение за проделанную работу),
плата
универсальное средство обмена (инструмент обмена
товаров и услуг). Виды денег (бумажные и
металлические).
Личный
3
бюджет, Ребенок должен узнать разницу между ведением личного
3
карманные
деньги, и семейного бюджетов. Понимать важность ведения
семейный
бюджет, домашнего хозяйства.
домашнее хозяйство
Сбережения,
4
копилка, Ребенок должен понимать, зачем надо копить и
4
кошелек
сберегать, как можно копить.
Покупка,
5
цена, Необходимо разобрать цепочку «продажа - товар - цена –
5
продажа,
обмен, покупка»
расходы, покупатель,
продавец, выгодно,
невыгодно,
дорого,
дешево
6
Долг,
Ребенок должен осознать, что, если взял что-то в
6
должник, займ
долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить).
Воспитываем ответственность: если не уверен, что это
получится, лучше не обещать и не занимать. Долг – это
серьезное обязательство.
6-7 лет

7
План,
экономия

7

8

9

10
11

Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются
трудом и поэтому тратить их необходимо только с
пользой, относиться к ним бережливо.
Потребность,
8
Ребенок должен различать разницу между желаниями и
капризы,
желание, потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать:
возможность
действительно ли ему нужна та или иная вещь, игрушка и
пр., есть ли возможность это купить.
Торговые
9
Ребенок должен изучить, где покупают и продают разные
предприятия:
товары и оказывают услуги.
магазины,
киоски,
ларьки,
базары,
рынки, ярмарки
Подарок,
1
реклама
Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние
она может оказать на него.
Богатство,
1
бедность, Ребенок узнает, что не все продается и покупается,
жадность, щедрость
главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие
люди и пр.) за деньги не купишь.

2. Содержательный раздел.
2.1. Календарно – тематическое планирование
Примерный тематический план обучения может быть представлен в следующей
последовательности:
Тема 1. Труд – основа жизни.
Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?
Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.
Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.
Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.
Тема 6. Учимся планировать.
Тема 7. Богатство и бедность.
№
п/п
1

Первый год обучения. Старшая группа.
Тема
Содержание образовательного
Педагогические технологии
мероприятия
Тема 1. «Окружающий мир как результат труда людей»
Труд – основа
Трудиться означает что-то
Беседа, игра-соревнование
жизни
делать, созидать для себя, на
папка-передвижка «Наша
благо своей семьи, близких
семья трудится»,
людей, друзей, домашних
тематический стенд о труде
питомцев и пр.
Любой труд – это хорошо, сидеть
без дела – это плохо.

2

Домашний труд.

Виды домашнего труда. Любой
труд – это хорошо, сидеть без
дела – это плохо.

Беседа, игра-соревнование
«Мои домашние обязанности

3

Работать и
зарабатывать

Беседа, ситуационные
задачки, игра «Вот так
заработали!», фотовыставка,
конкурс проектов «Трудиться
полезно и почетно»

4

Все работы
хороши, выбирай
на вкус (1)

Работать означает трудиться за
вознаграждение.
Зарабатывать – получать
вознаграждение за выполненную
работу (также можно заработать
наказание за провинность,
проступок и т.п.).
Знакомство с профессиями в
контуре опережающей
профориентации дошкольников.
Продукты труда: товары и
услуги.

5

Все работы
хороши, выбирай
на вкус (2)

6

Трудиться всегда
пригодиться
Мини-спектакль
«В волшебном
лесу»
Труд во благо

7

8

9

10

11

12

Продукты труда: товары и
услуги.
Продукты труда используются
человеком для себя или для
продажи (товар).
Разбираемся, что будет, если
люди перестанут работать и
трудиться
Закрепляем понятия: трудиться,
работать и зарабатывать.

Социо-игровая технология
(работа в малых группах).
Игра: «Что создается трудом»,
викторина «Угадай
профессию», загадки «Все
профессии важны, все
профессии нужны»
Социо-игровая технология
(работа в малых группах).
Загадки «Все профессии
важны, все профессии
нужны»
Читаем, обсуждаем,
разгадываем загадки,
представляем, рисуем
Интерактивный миниспектакль

Итоговое мероприятие по
теме
Тема 2. «Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны»
Как придумали
Деньги – мера оценки труда
Беседа, чтение, разгадываем
деньги
(вознаграждение за проделанную
загадки, рассказ
работу), универсальное средство
обмена (инструмент обмена
товаров и услуг).
Какие бывают
Виды денег (монеты, банкноты).
Социо-игровая технология
деньги
(работа в малых группах).
Беседа, исследование, чтение,
игра «Нарисуем деньги для
нашей группы»
Как выглядят
Изготовление денег: печать,
Беседа, исследование,
деньги и откуда
чеканка.
чтение,– придумываем деньги
берутся
для группы.
Тематический стенд «Какие
деньги были и какими стали»

Как деньги
попадают к нам в
дом.

Закрепление материала.

Труд и доходы.
Вознаграждение за честный труд.

Беседа, обсуждение, игра
«Как потопаешь, так и
полопаешь»

13

Трудовая денежка
всегда крепка

14

Образовательный
Веб-квест «Путешествие с
веб-квест
Гномом по Денежному
«Путешествие с
городу»
Гномом
Экономом»
Откуда берутся
Закрепление материала.
Итоговое мероприятие по
деньги и зачем
теме
они нужны?
Тема 3. «Покупаем, продаем и обмениваем»
Потребности и
Домашнее хозяйство, главные
Исследование: что
желания (1)
потребности человека, желания и
необходимо человеку для
капризы.
жизни, игра «Выбираем самое
важное»

15

16

Заработная плата родителей,
пенсия дедушек и бабушек.
Считай деньги в своем кармане, а
не в чужом.
Закрепляем понятия «деньги»,
«труд», «доходы», «расходы».

Сказка «Трудовые деньги».
Рассказ «Отец и сын»

17

Потребности и
желания (2)

Соотносим потребности,
желания и возможности.

Ситуационные задачки,
рассказ «Про капризного
Артема», обсуждение

18

Мини-спектакль
«История про
заек Мазаек»

Интерактивный миниспектакль

19

Где покупают и
продают разные
товары? (1)

Различаем разницу между
желаниями и потребностями.
Учимся задавать себе вопрос и
оценивать: действительно ли мне
нужна та или иная вещь, игрушка
и пр., есть ли возможность это
купить.
Торговые предприятия:
магазины, киоски, ларьки

20

Где покупают и
продают разные
товары? (2)

Торговые предприятия: базары,
рынки, ярмарки, торговые
центры.

21

Наша мастерская
(1)

22

Наша мастер класс (2)

23

Стоимость и цена
товара

Изготавливаются товары для
ярмарки: рисуем, клеим,
вырезаем, лепим и пр.
Изготавливаются товары для
города мастеров: рисуем, клеим,
вырезаем, лепим и пр.
Разбираем цепочку товарстоимость-цена. Определяем
стоимость товара (сделанных
поделок: затраченные
материалы, наше время и наш
труд) и формируем цену.

Социо-игровая технология
(работа в малых группах).
Игра «Где что купить?»,
обсуждение, папкапередвижка «Мы идем за
покупками»
Социо-игровая технология
(работа в малых группах).
Игра «Где что купить?»,
обсуждение, тематический
стенд.
Технология моделирования.
Творческо-трудовая
деятельность
Технология моделирования.
Творческо-трудовая
деятельность
Игра «Сколько это стоит?»,
беседа «Как складывается
стоимость товара»,
обсуждение

24

Реклама вокруг
нас: хорошо или
плохо?

25

Создаем рекламу

26

Выгодно –
невыгодно

27

Обмен – подарок

Волшебные правила для
покупателя и продавца, обмен,
подарок, реклама.

28

Русская ярмарка

Ярмарка и ее атрибуты: шуты и
скоморохи, зазывалы, конкурсы
и балаганы, шарманка,
Петрушка, купцы, ремесленники,
торговцы, торговые соглашения.
Используем деньги нашей
группы, придуманные ранее.
Закрепление материала по темам:
труд, деньги, товар, реклама.

29

30

№
п/п
1

2

Формируем правильное
отношение к рекламе, используя
наблюдения, рассказы детей,
организуя продуктивную
деятельность
Формируем правильное
отношение к рекламе, используя
наблюдения, рассказы детей,
организуя продуктивную
деятельность
Волшебные правила для
покупателя и продавца, обмен,
подарок, реклама.

Сюжетно ролевая игра
(работа в подгруппах).
Рекламируем собственные
поделки.
Сюжетно ролевая игра
(работа в подгруппах).
Рекламируем книжки для
чтения в группе, игрушки для
мини-спектаклей
Ситуационные задачи, игра
«Выбираем: дорого-дешево,
выгодно-невыгодно».
Сказка «Что за птица?» –
обмен, сказка «Как старик
корову продавал», «Что
может реклама» – обсуждение
Обсуждение, игра-праздник
«Русская ярмарка»: покупаем
и продаем свои поделки,
торгуемся, обмениваемся,
заключаем торговые
соглашения, веселимся.

Сюжетно-ролевая
Сюжетно ролевая игра
игра «Торговый
(работа в подгруппах).
Центр»
Сюжетно-ролевая
Закрепление материала.
Сюжетно ролевая игра
игра
Праздник в рамках «Финансовой
(работа в подгруппах).
«Развлекательный
недели».
Центр»
Второй год обучения, подготовительная группа
Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»
Тема
Содержание образовательного
Педагогические
мероприятия
технологии
Тратим разумно,
Деньги зарабатываются
Беседа, чтение, игра
экономим
трудом, и поэтому тратить их
«Деньги получил – ерунды
необходимо только с пользой,
накупил», викторина
относиться к ним бережливо.
«Разумные траты
Бережливый человек всегда
сказочных героев»,
богаче.
игра «Открываем
Воспитываем бережное
бутербродную»
отношение к труду и деньгам.
Мини-спектакль
В процессе постановки дети
Интерактивный мини«Лисенок
уясняют, что тратить можно
спектакль
Рыжик»
мудро, с пользой для себя, а
можно тратить понапрасну, без
толку, бессмысленно.
Навык бережливости,
грамотного расходования

вырабатывается с детства.

3

Копим и
сберегаем

Уясняем: зачем надо копить и
сберегать, как можно копить,
копить непросто, но полезно,
ответственно и важно.

4

Мини-спектакль
«Копилка»

5

Творческое
занятие «Наша
мастерская» (1)

Закрепляем понятия
«откладывать», «копить»,
«сберегать». Обыкновенная
копилка поможет понять, как
важно прилагать усилия к
тому, чтобы обрести желаемую
вещь, научит экономить и даст
возможность распоряжаться
личными деньгами
Развиваем у детей потребность
радовать близких добрыми
делами, экономить, беречь
свои вещи.

6

Творческое
занятие «Наша
мастерская» (2)

7

Мини-спектакль
«День
рождения»
Экскурсия в
магазин
«Продукты»

8

9

Экскурсия в
магазин
«Игрушки»

10

Досуг
«Сберегаем и
экономим»

Развиваем у детей потребность
радовать близких добрыми
делами, экономить, беречь
свои вещи.
Узнаем, что о подарках надо
думать заранее, подарки надо
подбирать или мастерить.
Учимся сопоставлять цену
товара с имеющимися
наличными деньгами,
производить операции куплипродажи. Этому предшествует
беседа с детьми о правилах
поведения в общественных
местах.
Учимся сопоставлять цену
товара с имеющимися
наличными деньгами,
производить операции куплипродажи. Этому предшествует
беседа с детьми о правилах
поведения в общественных
местах.
Закрепление материала.
Бережливость, экономия,
разумное отношение к

Социо-игровая технология
(работа в малых группах).
Ситуационные задачки,
папка-передвижка «Мы
копим», обсуждения, игра
«Копим и сберегаем»
Интерактивный миниспектакль

Социо-игровая технология
(работа в малых группах).
Дети занимаются
посильным ремонтом
игрушек, в том числе
принесенных из дома.
Дети делают поделки и
экономят материал:
бумагу, краски и пр.
Интерактивный миниспектакль
Игра «Покупаем продукты
к празднику»

Игра «Покупаем подарки
на день рождения»

Итоговое мероприятие по
теме

расходам (поделиться своими
сбережениями, порой
абсолютно бескорыстно).
11

12

13

14

15

16

17

Тема 5. «Учимся занимать и отдавать долги»
Занимаем и
Знакомимся с понятиями
Беседа, ситуационные
одалживаем
«одалживать», «занимать».
задачки, игра «Занять и
Занять – взять что-то взаймы
одолжить», папкана время, одолжить – дать чтопередвижка «Занимаем и
то взаймы на время.
одалживаем».
Долги
Знакомимся с рассказом
Чтение, обсуждение,
Валентины Осеевой «Долг» и
читаем рассказ «Долг»,
русской поговоркой «долги к
обсуждаем рассказ и
земле придавили». Выясняем,
русскую поговорку
что долг может быть не только
денежным, невыполненные
обещания – это тоже долг.
Заплатить долг
Осознаем, что если взял что-то
Обсуждаем русские
скорее, так будет
в долг на время, обязан
пословицы:
веселее
вовремя вернуть (возвратить).
- Умей взять, умей и
отдать!
- В долг брать легко, а
отдавать тяжело.
Мини-спектакль
Закрепляем понятия:
Интерактивный мини«Долг»
«занимать», «одалживать»,
спектакль
«долг», «должник».
Досуг «Долг и
Закрепление материала.
Итоговое мероприятие по
ответственность» Воспитываем ответственность:
теме
если не уверен – лучше не
обещать и не занимать. Долг –
это серьезное обязательство.
Тема 6. «Учимся планировать»
Учимся
Знакомим с понятием «план».
Технология «Клубный
планировать
Объясняем важность
час».
составления планов.
Игра «План на следующий
Закладываем основы
день», папка-передвижка
планирования. Начинаем с
«Мы планируем», беседа.
планирования своего дня.
Учимся организовывать свое
время.
Планируем свои
Учимся решать несложные
Экономические задачки
расходы
экономические задачи.
(сравни цены, поездка в
зоопарк и др.) Игровое
задание – рассчитай сумму
покупки в первом и во
втором магазине,
определи, в каком из
магазинов выгоднее
совершать покупки.

18

Творим добро

19

Сделал дело –
гуляй смело

20

Мини-спектакль
«План лисенка
Рыжика»
Ставлю цель и
планирую

21

22

Планируем свои
дела

23

Все работы
хороши, выбирай
на вкус

24

Наше богатство
(1)

25

Наше богатство
(2)

Понятие «потребности
человека», закрепить названия
основных потребностей и что к
ним относится, уточнить, от
чего зависят потребности
человека, продолжать учить
решать проблемные ситуации,
аргументировать свои ответы,
активизировать словарь.
Учимся подводить итоги всего,
что планировали и делали,
анализировать поступки,
искать эффективные решения,
думать сообща.
Закрепляем понятия: цель,
план, планировать.

Сюжетно-ролевая игра
(работа в подгруппах)

Игра «Сделал дело – гуляй
смело», исследование,
ситуационные задачки
Интерактивный миниспектакль

Закрепление материала.
Технология «Ситуация
Воспитываем желание и
месяца».
умение ставить перед собой
цели, строить планы,
действовать по плану и
достигать цели.
Закрепление материала.
Итоговое мероприятие
Воспитываем желание и
умение ставить перед собой
цели, строить планы,
действовать по плану и
достигать цели.
Тема 7. «Что такое богатство?»
Знакомство с профессиями в
Социо-игровая технология
контуре опережающей
(работа в малых группах).
профориентации
Игра: «Что создается
дошкольников.
трудом», викторина
Продукты труда: товары и
«Угадай профессию»,
услуги.
загадки «Все профессии
важны, все профессии
нужны»
Выясняем, что не все
Беседа, ситуационные
продается и покупается, что
задачи, игра «Что нельзя
главные ценности (жизнь, мир,
купить?», читаем и
друзья, солнце, близкие люди и
обсуждаем рассказ «Как
пр.) за деньги не купишь.
Валюша бабушке сон
покупала».
Формируем представление об
истинных ценностях и
богатстве человека.

Читаем и обсуждаем
сказки «Бедные богатые»,
«Ум и богатство».
Конкурс проектов «Наше
богатство»

26

Щедрость и
жадность (1)

Разбираемся, что такое
корысть, жадность и почему
это плохо.

27

Щедрость и
жадность (2)

28

Бережливость

29

Сюжетно-ролевая
игра
«Супермаркет»

Обсуждаем такое качество
человека, как щедрость,
изображаем при помощи
художественных приемов.
Осознаем, что бережливый
человек всегда умеет
трудиться, мастерить своими
руками и радоваться от того,
что сделал что-то
самостоятельно.
Бережливость, трудолюбие,
благородство, честность –
качества человека с
правильным отношением к
деньгам.
Закрепление материала по теме

Читаем и обсуждаем
рассказ
В. Сухомлинского
«Жадный мальчик»,
обсуждаем поговорки,
пословицы
Читаем и обсуждаем
сказку «Два жадных
медвежонка», обсуждаем
поговорки, пословицы
Интерактивный миниспектакль «Секрет
белочки»

Сюжетно – ролевая игра

2.2. Взаимодействие с семьями
Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться в тесной
взаимосвязи с родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО
передают ребенку первый социальный опыт.
На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой
стороной жизни семьи:
Кто и как зарабатывает деньги в семье.
Как формируется семейный бюджет.
Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.
Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих
покупок.
Как научиться экономить деньги.
Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к
плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком
основ финансовой грамотности.
С этой целью ДОО должна: быть максимально «открытой» для родителей (законных
представителей)
ребенка;
предоставлять
исчерпывающую
информацию
об
образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности»;
разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе
реализации образовательных программ; предоставить возможность открытого обсуждения
вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности; по
возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками.
Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с
детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам
питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у
детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять
все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям,

появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник
должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива»,
знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это
нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.
Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам
именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо
воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.
Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения
взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и
последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии
самого ребенка.
Основные направления и формы работы с родителями (законными
представителями)
Направления
Информационное
Познавательное
Досуговое
Аналитическое

Формы работы
Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной
образовательной организации, родительский лекторий,
консультации, создание библиотеки.
Создание предметно-пространственной среды,
семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки,
театрализованные постановки.
Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с
интересными людьми, родительский клуб.
Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская
почта, анализ мнений и запросов родителей.

3. Организационный раздел.
3.1. Предметно-пространственная экономическая среда.
1. Информационная зона: произведения художественной литературы экономического
содержания для детей дошкольного возраста, экономические сказки, герои
художественных произведений, экономические поговорки, пословицы, модели товаров,
услуг, бюджета и т.д.
2. Занимательно-экономическая зона: кроссворды, лабиринты, головоломки,
занимательные экономические задачи и др.
3. Деятельностно-экономическая зона; дидактические игры с экономическим
содержанием, игрушки-предметы для организации сюжетно-ролевых игр, модели
денежных знаков, ценников товаров.
3.2.Литература
1) Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю. Образовательная
программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Вита-Пресс, 2019
2) Семенкова Е.В., Стахович Л.В.,Рыжановская Л.Ю. Обучающие сказки.
Знакомство с основами финансовой грамотности и формирование финансовой
культуры дошкольников, Издательство «ВАКО», 2019
3) Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 – 176 с.
4) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические
рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации
обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
5) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник игр для
организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях
«Играем вместе» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.

6) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Сборник мини-спектаклей
по финансовой грамотности для дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. –25 с.
7) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Ситуационные задачи по
финансовой грамотности для дошкольников «Рассуждалки» – М.: ВИТА-ПРЕСС,
2019. –61 с.
8) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Советы родителям:
говорите с детьми о финансах – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019
9) Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Художественная
литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных
учреждениях «Читаем, обсуждаем» – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
Обучающий видеоконтент
Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:
Азбука
денег
тетушки
Совы
–
Что
такое
деньги?
https://www.youtube.com/watch?v=hpm8_gq4O-0
Азбука
денег
тетушки
Совы
–
Умение
экономить.
https://www.youtube.com/watch?v=oVPDDhFmYGE
Азбука
денег
тетушки
Совы
–
Семейный
бюджет.
https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
Азбука
денег
тетушки
Совы
–
Карманные
деньги.
https://www.youtube.com/watch?v=cYKxE2otjKc
Азбука денег тетушки Совы – Потребности и возможности. https://www.youtube.com/watch?v=lRoUskvn4E4
Азбука
денег
тетушки
Совы
–
Мои
домашние
питомцы.
https://www.youtube.com/watch?v=7xldlgLTykU
Азбука
денег
тетушки
Совы
–
Работа
и
зарплата
https://www.youtube.com/watch?v=-o9X6QZwEKs
Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=MvoUp2hUSQ
Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977
«Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для
малышей)
Союзмультфильм «Так сойдет», «Пятачок», «Вершки и корешки», «Сказка про
лень»
Мультсериал «Навигатум»: Профессия Ветеринар», «Детский стоматолог»
Интернет – ресурсы:
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования
и науки Российской Федерации
вашифинансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой
грамотности граждан «Дружи с финансами»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».