Программа патриотического воспитания

1

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи программы патриотического воспитания
1.3. Педагогические принципы программы
1.4. Законодательно-нормативное обеспечение
1.5. Структура программы
1.6. Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на этапе
завершения дошкольного образования
1.7. Формы реализации программы
1.8. Формы и методы работы с детьми
2. Содержательный раздел
2.1. Тематическое планирование по нравственно –патриотическому воспитанию
2.2. Младшая группа
2.3. Средняя группа
2.4. Старшая группа
2.5. Подготовительная к школе группа
Методическая работа с педагогами по реализации программы
Взаимодействие с родителями.
3. Организационный раздел
3.1. Предметно-развивающая среда
3.2.Материально-техническое обеспечение программы

2

Программа
предназначена для организации патриотического
воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном
учреждении.
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к
ребенку и направлена на формирование его личности на основе нравственнопатриотических ценностей и представлений.
Нравственно-патриотическое воспитание рассматривается как процесс
приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры
(знание, искусство, труд, нравственное поведение, патриотические чувства).
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными,
географическими, природными особенностями формирует у них такие черты
характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в
детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению
основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь,
трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только
формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию
личности в духе патриотизма.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом.
Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну
должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к
культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от
цвета кожи и вероисповедания.
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности
уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно
эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних
периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве
наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок
воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его
школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его
действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному
поселку (городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком
(городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования
чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства,
определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и
общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками
3

детского сада и школы, библиотеки, при знакомстве с местными
достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к
родному краю необходимо: воспитывать положительное отношение к тем
местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту
окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края,
культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают:
нравственные качества не могут возникнуть путем естественного
«созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в
процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и
зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет
ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по
ознакомлению детей с родным селом. Воспитывая у детей любовь к родному
селу необходимо подвести их к пониманию, что их посёлок – это частица
Родины
Критерий формирования содержания программы - его воспитательная
ценность, достоверность, познавательность и высокий художественный
уровень используемого наглядного и информационного материала,
Работа с детьми построена в рамках блоков субъектно-субъектного
взаимодействия педагогов и детей и свободной самостоятельной
деятельности.
Программа построена с использованием разнообразных методов и
приемов патриотического воспитания с учетом психологических
особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего,
образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых
чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).
Цель и задачи программы
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста патриотических
отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе
исторических и природных особенностей родного края. Воспитание
собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к
прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к
представителям других национальностей.
Задачи:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому,
детскому саду, родному селу, земле, где он родился.
2. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к
прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за
свою малую Родину.
4

3. Воспитывать уважение к труду людей.
4. Развивать интерес к русским народным промыслам.
5. Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать
творческие способности.
6. Формировать основы экологической культуры, бережное отношение к
родной природе и всему живому.
7. Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям,
традициям, фольклору.
8. Формировать элементарные знания о правах человека.
9. Расширять представления о России, ее столице. Знакомить детей с
символами государства – гербом, флагом, гимном.
10.Формировать чувство ответственности и гордости за достижения
Родины.
11.Воспитывать у дошкольников чувства уважения к защитникам
Отечества, к труду взрослых.
12.Формировать толерантность, чувство уважения и симпатии к другим
людям, их традициям.
Педагогические принципы программы
1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение
содержания, характера и объема учебного материала с уровнем
развития, подготовленности детей.
2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано
сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к
постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и
совершенствованию нравственных чувств.
3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее
научность, возможность усвоения знаний на уровне первоначальных,
дифференцированных и обобщенных представлений.
4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает
анализ взаимодействия различных направлений патриотического
воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного
формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в
разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему
миру.
5. Занимательность – изучаемый материал должен быть интересным,
увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание
выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению
результата;
6. Последовательность
предполагает
планирование
изучаемого
познавательного материала последовательно (от простого к сложному),
чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
5

7. Наглядность – широкое представление соответствующей изучаемому
материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей,
памятников, достопримечательностей и т.д.;
8. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу
изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная
природа, родная культура, родной город, родная страна и другие
9. Преемственность.
Патриотическое
воспитание
дошкольников
продолжается в начальной школе.
10. Культуросообразность.
Этот принцип выстраивает содержание
программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе
ценностных ориентаций.
11.Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуальноличностное формирование и развитие морального облика человека. В
процессе обучения дети выступают как активные исследователи,
перенимают опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие –
приоритетные формы общения педагога с детьми;
Законодательно-нормативное обеспечение программы
Программа разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Нормативная база программы:
1.
ФЗ Закон «Об образовании в РФ»
2.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016- 2020 годы», утв. Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493.
3.
Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от
13 марта 1995 г № 32 ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года).
4.
Устав ДОУ.
5.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от
30.08.2013г. № 1014).
6.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.
7. Федеральный закон от 31.07. 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»

6

Структура программы
Реализация Программы проводится в соответствии в основными
педагогическими принципами: от простого к сложному, от известного к
неизвестному; систематизации и последовательности, сознательности и
активности, доступности, прочности, наглядности.
Занятия проводит воспитатель во второй половине дня, по специально
составленному расписанию в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13.
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре
возрастных периода развития детей:
младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет,
средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и
подготовительная к школе группа).
Количество занятий - 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий для
детей 3-4 лет - 15 минут, 4-5 лет - 20 минут, 5-7 лет - 25 - 30 минут. Учебный
план состоит из 36 занятий.
Образовательный материал по сложности и объему нарастает от одного
возрастного этапа к другому. На каждой последующей возрастной ступеньке
закрепляется и совершенствуется достигнутое ребенком на предыдущей. В
основу составления и реализации программы положен креативный
подход. Часть программного материала усваивается в повседневной жизни
через нерегламентированную и свободную деятельность детей, через общение
с разными людьми.
Задача педагога — создать условия для формирования нравственнопатриотических чувств у детей, и собственным поведением, личным примером
воспитывать гражданина России. Тематическое планирование способствует
эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном
городе, родном районе, той местности, где они живут. Причем темы
повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем
познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность
изучения.
Программой
определена
последовательность
поставленных задач, она определяется по разделам:
1
2
3

решения

раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).
раздел «Село, в котором я живу».
Раздел «Родная природа».
7

комплекса

4
5
6

Раздел «Родная культура» «Страна, ее столица, символика».
Раздел «Страна, ее столица, символика».
Раздел «Права и обязанности – Конституция»

1 раздел «Вместе дружная семья».
Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя
человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети
получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются
гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о
занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка, и в нем он должен
чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть
скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей
своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка,
их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им
пришлось испытать.
Цель: воспитывать любовь и уважения к семье, родным и близким людям
Задачи:








Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи;
внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать
уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Учить
рассказывать о своих родственниках.
формировать доброжелательное отношение к членам семьи;
Формировать интерес к своей родословной.
Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с
друзьями.
Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное
отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Познакомить детей с историей детского сада.

2 раздел «Село, в котором я живу».
Дети получают краеведческие сведения о родном селе, об истории его
возникновения, его достопримечательностях, трудовой деятельности людей,
знаменитых земляках.
Цель: воспитание бережного отношения к малой родине через ее познание.
Задачи:
 закрепить название родного села, домашний адрес;
8






формировать у детей чувство любви к родному селу;
познакомить с достопримечательностями родного села;
формировать патриотические чувства.
воспитывать уважение к людям, героям труда, Великой Отечественной
Войны, защитникам Отечества.

3 раздел «Родная природа».
Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине
через её познание.
Основной его задачей является формирование представления детей о
географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по
разделу раскрывает темы: местоположение, климат, природа и полезные
ископаемые, символика родного края.
Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При
ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные
сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о
природе и, наконец, в старших группах – общие географические сведения о
России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах,
животном мире.
Цель: дать представление детям о родной природе.
Задачи:








Формировать представления детей о географических, климатических,
социально-экономических особенностях малой Родины.
Расширять представления о природных богатствах уральской земли, о
растительном и животном мире; полезных ископаемых.
Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности
к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.
знакомить детей с растительным и животным миром края; исчезающими
видами растений;
учить видеть красоту природы;
воспитывать бережное отношение к природе и животному миру.

4 раздел. «Родная культура».
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным
ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети
знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками,
праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.
9

Цель: формировать у детей общее представление о народной культуре, её
богатстве и красоте.
Задачи:
 воспитывать интерес к быту и изделиям декоративно-прикладного
искусства;
 воспитывать любовь к русским сказкам;
 формировать представление о матрешке как о самом знаменитом
русском сувенире.

5 раздел. «Родная страна, ее столица, символика».
Цель: Формировать представления о том, что Россия – многонациональная
страна с самобытными, равноправными культурами.
Задачи:
 формировать у детей представления о России как о родной стране;
 познакомить с государственным флагом, гербом и гимном;
 воспитывать чувство гордости за свою страну.
 вызвать интерес к жизни людей разных национальностей, их жизни,
быту, культуре, языку, традициям.
 Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой
Родине.
6 раздел. «Конституция. Права и обязанности»

Дети должны знать:
3–4 года.






Знать имя, отчество родителей.
Знать где работают их родители.
Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на
них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы,
ухаживать за растениями.
Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь
оказывать посильную помощь взрослым. С доверием относиться к
взрослым, которые заботятся о них.
10





Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без
надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и
кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
Знать название своего села;

4–5 лет.






С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях;
активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в
частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать о своем родном селе.
Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную
профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами,
рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими
познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно
относиться к живым существам, не вредить им.

5–6 лет.








Знать свой домашний адрес, название села, своей страны, символики
России.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнахзащитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Знать название близлежащих улиц.
Знать профессии своих родителей.
Знать правила поведения в природе.
Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой,
значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.






Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер
телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнахзащитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей,
их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях
разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и
личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе,
библиотеке и т.д.
Стихи, произведения искусства, поэтов и художников.
11





Правила безопасности поведения в природе и на улице.
Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде,
осознавать себя полноправным членом общества.

Предполагаемый результат
• Наличие у детей знаний о родной семье, детском саде, родном селе,
Свердловской области, России.
• Возникновение у детей стойкого интереса к прошлому, настоящему и
будущему родного села, области, страны; чувства ответственности, гордости,
любви и патриотизма.
• Повышение профессионального мастерства педагогов по нравственнопатриотическому воспитанию дошкольников.
• Расширение сотрудничества с семьёй по нравственно- патриотическому
воспитанию.
Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на этапе
завершения дошкольного образования:
• Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою
страну, её достижения, имеет представление о её географическом
разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных
ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет
уважение к своему и противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные
ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»,
стремиться поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о
младших.
• Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального
происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других
верований, их физических и психических способностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти
на помощь тем, кто в ней нуждается.
• Эмоционально отзывается на
красоту
окружающего
мира,
произведения народного искусства.

Формы реализации программы

12

Реализация программы предполагает осуществление специально
организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки
по изучаемым блокам. Цикл занятий по знакомству с родным селом
целесообразно проводить в форме экскурсий, занятий - путешествий в
прошлое, будущее, настоящее. Организуются целевые прогулки, которые
помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира
делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни птиц, труде людей и
т.д.
Большая роль в реализации программы отводится совместной
деятельности воспитателя с детьми, так как воспитание чувств — процесс,
который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это
ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и
посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство
любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют
дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные
игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской
деятельности — игровую, формировать у детей соответствующие
программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность
необходимо включать беседы о родном селе, животных, растениях родного
края; рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию
выставок предметов детского творчества.
Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического
воспитания, поэтому большая роль в программе отводится изобразительной
деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники,
утренники, массовые мероприятия. Необходимо проводить календарнообрядовые праздники, утренники, развлечения, праздничные концерты ко
Дню Победы.
Чтобы достигнуть определенного результата в программе используются
новейшие технологии. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает
ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Технология Квест используется в работе с детьми старшего
дошкольного возраста. В ее основе лежит деятельность по формированию
информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников.
При применении технологии Квест дети эмоционально проживают все
стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения, знакомятся с
материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать,
обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте
проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую
13

значимость. Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга,
командной игры.

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей
.
Формы
организации
образовательного
процесса. Организация
жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей
программы осуществляется в двух основных моделях организации
образовательного процесса:
 совместной деятельности взрослого и детей
 самостоятельной деятельности детей (формы организации детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная).
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной
деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно
образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным
выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в
виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных
моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным
выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом
детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Образовательная деятельность реализуется через организацию различных
видов детской деятельности:
 Игровая
 Коммуникативная
 Познавательно-исследовательская
 Музыкальная
 Изобразительная (можно включить разделы по изо)
 Восприятие художественной литературы с использованием фольклора
 Конструктивная
 Самообслуживание и элементарный бытовой труд
 Двигательная
Методы и приемы:
 целевые прогулки и экскурсии;
 наблюдения;
 рассказ,
объяснение воспитателя в сочетании с показом и
непосредственным наблюдением детей;
14











беседы с детьми;
игры-головоломки;
использование художественной литературы, фольклора (народных игр,
хороводов, плясок, пословиц, поговорок, загадок, песен);
обучение игре на русских народных инструментах (ложках);
проведение фольклорных праздников
использование
современных
информационных
технологий,
мультимедиа изданий, видеофильмов, презентаций;
проекты;
разучивание с детьми современных песен и стихотворений;
приобщение детей к отдельным, наиболее ярким и доступным детскому
пониманию общественным событиям и социальным явлениям (полеты в
космос, состязания спортсменов, календарные – обрядовые праздники,
«День защитника Отечества», «День Победы», «День посёлка» и т.д.).

Инновационные технологии






Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку
возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
«Кейс-технология» актуальна, отражает направления современной
государственной образовательной политики в области дошкольного
образования способствует реализации комплексного подхода, развитию
интегративных качеств личности ребёнка.
Технология Квест, чаще используется в работе с детьми старшего
дошкольного возраста. В ее основе лежит деятельность по
формированию информационных и коммуникативных компетентностей
дошкольников..

Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, обрядами русского
народа укрепляет связь между поколениями, развивает чувство
принадлежности и уважения к русскому народу. Для этого проводятся
обрядовые праздники: «Рождественские колядки», «Масленица»,
«Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные
волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить
свою фантазию, изобретательность, творчество;
Природа и экология
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на
прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о
15

родном селе, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то
сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней.
Героическое прошлое.
Важно донести до детей мысль: спустя много лет люди помнят о событиях
грозных лет войны, чтя память погибших, окружат вниманием и любовью
людей защищавших нашу Родину. Это такие мероприятия как:
1. Ежегодный месячник военно-патриотического воспитания, во время
которого организуются:



Конкурс плакатов и рисунков «Защитники Отечества».
«Занятия мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам
российского солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое
для страны время.

2. «Неделя памяти» включающая:





оформление поздравительных открыток и подарков для ветеранов
войны.
Занятия, беседы.
Утренник «День Победы»
Экскурсия к памятнику односельчанам - участникам Великой,
Отечественной Войны.
№ Задачи
1

2

Создание развивающей
среды в
ДОО для
нравственнопатриотического
воспитания.

Создание речевой

Мероприятия
1.Организация тематических,
краеведческих мини-центров в
группах.
2. Оформление коридоров и
помещений ДОО стендами,
выставками, вернисажами.
3. Подбор альбомов,
фотографий.
4.Подбор художественной
литературы.
5.Подбор дидактических игр.
6.Сбор
коллекции
видеофильмов, презентаций.
7.Подбор образцов народного
декоративно-прикладного
искусства.
Использование в повседневной
16

Ответственный
заведующий,
старший
воспитатель,
воспитатели

педагогический

среды.

3

4

5

6

жизни произведений устного
народного творчества, лучших
образцов литературных
произведений, поэтических
произведений
Формирование у
у 1. Анкетирование педагогов по
педагогов
нравственно-патриотическому
мотивации к ведению воспитанию дошкольников.
работы по нравственно- 2.Педагогические советы
патриотическому
(согласно плана методической
воспитанию.
работы)
Повышение
Семинар-практикум
педагогической
«Нравственно-патриотическое
компетентности
воспитание дошкольников»:
воспитателей по
1 занятие – «Теоретические
нравственноосновы патриотического
патриотическому
воспитания дошкольников»;
воспитанию детей.
2 занятие – «Знания, необходимые
педагогам для реализации
программы
нравственно-патриотического
воспитания»;
3. занятие – «Особенности
патриотического воспитания
дошкольников на современном
этапе».
Обмен педагогическим Обмен опытом по темам:
опытом.
1. «Ознакомление дошкольников с
семьёй и семейными традициями»;
2. «Наш любимый детский сад»;
3.«Вот эта улица, вот этот дом»;
4.«Ознакомление с родным
селом»; -5. «Знакомство с
народными традициями и
праздниками»;
6. «Наша Родина – Россия»;
проекты по нравственнопатриотическому воспитанию
дошкольников.
Формирование
у
Циклы ознакомительных
детей
мероприятий НОД:
представлений об
1.о семьях и семейных традициях
истории, культуре,
детей:
традициях народа, о
2. о детском саде;
его социальной жизни
3. об истории, культуре, географии
в настоящее время
родного села, России;
через систему
17

коллектив

заведующий,
старший
воспитатель

старший
воспитатели

воспитатели

старший
воспитатель,
воспитатели,
музыкальный
руководитель

мероприятий
познавательного
цикла,
в
продуктивной, игровой,
исследовательской
деятельности

7

8

4.об общественно значимых
профессиях;
5. о воинской славе России, о
Великой Отечественной войне, её
героях-земляках;
6. о государственных
и
народных праздниках.
Творческие работы (совместная
продуктивная деятельность).
Оформление стендов, выставок
детских работ.
Привлечение
Анкетирование родителей
родителей
к «Воспитание патриота в семье».
вопросам нравственно- Родительское собрание
«Воспитываем будущего
патриотического
патриота».
воспитания детей.
Вовлечение
Участие в совместных
родителей
в мероприятиях, экскурсиях.
детскую деятельность,
как равных по
общению партнёров.

старший
воспитатель,
воспитатели

старший
воспитатель,
воспитатели

Тематическое планирование работы по нравственно- патриотическому
воспитанию
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВО 2-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
МЕСЯЦ
ТЕМА
«РОДНАЯ
СЕМЬЯ»
СЕНТЯБРЬ

НЕДЕЛЯ

Беседа «Моя семья»

II неделя

ООД «Моя дружная
семья»
Природоохранная акция
«Сохраним цветок»
Сюжетно–ролевая игра
«Семья»
Рисование «Я люблю
свою семью»
Беседа «Как я помогаю
родителям»
Выставка
семейных
фотографий
Проект «Я и моя семья»
Целевая прогулка «Моя Знакомить с понятием

IV неделя
I неделя
II неделя
III неделя
«РОДНОЕ

ЦЕЛЬ

I неделя

III неделя

ОКТЯБРЬ

ФОРМЫ РАБОТЫ

IV неделя
I неделя

18

Знакомить детей с понятием
«семья»,
способствовать
умению
детей
называть
членов семьи. Воспитывать
любовь и отзывчивость к
близким людям, родителям.
Формировать
желание
и
умение готовить подарки для
своих родных. Продолжить
учить детей играть вместе,
формировать положительное
отношение к семье.

улица»

СЕЛО»
НОЯБРЬ
II неделя
III неделя

IV неделя
«РОДНАЯ
ПРИРОДА»
ДЕКАБРЬ

I неделя

«улица». Расширять
представления детей о селе, в
Беседа «Где я живу. Мой
котором живут. Знакомить с
адрес».
отличиями села от города.
Рассматривание
иллюстраций «Мамы
Воспитывать любовь и
всякие нужны, мамы
уважение к своему селу.
всякие важны»
Игры со строительным
материалом
«Строим
дом»
Экскурсия в парк
Природоохранная акция
«Покормите птиц
зимой»

II неделя

Игровая ситуация «Кто в
домике живет?»

III неделя

Игровая ситуация «Кто в
домике живет?»
Чтение стихотворений
«Что такое лес?», «Что
такое луг?», «Что такое
река?», «Что такое
море?» из сборника
В.Степанова «Наша
природа».

IV неделя
ЯНВАРЬ

II неделя
III неделя
IV неделя

Формировать начальные
представления о временах
года. Обобщать знания детей о
животном мире родного края.
Помочь детям замечать
сезонные изменения в природе
Воспитывать
любовь
к
природе, бережное отношение
к природе родного края.
Развивать
общения
и
взаимодействия ребёнка со
взрослыми и сверстниками.

Беседа «Дикие животные
родного края»
Проект «Времена года»
Беседа «Добрые дела»
Презентация «Природа
родного края»
«Белая береза под моим
окном» – деревья в
детском саду.

«РОДНАЯ
КУЛЬТУРА»
ФЕВРАЛЬ

I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя

Заучивание
потешки Познакомить
детей
с
«Как у наших у ворот..» прикладным
творчеством.
Продолжать знакомить детей с
народным
Развлечение «В гости к устным
творчеством,
формировать
хозяюшке»
Русская народная игра интерес к книгам.
Познакомить детей с
«Карусель»
Рассматривание игрушек атрибутами старинного
русского быта: половиком,
народно-прикладного
19

МАРТ

I неделя
II неделя
III неделя
IVнеделя

«РОДНАЯ
СТРАНА»
АПРЕЛЬ

I неделя
II неделя
III неделя
IV неделя

МАЙ

I неделя

II

искусства
Рисование
«Нарядный
сарафан»
Чтение сказки «Бычок –
смоляной бочок»
ООД «В гостях у
Василисы»
Игра–инсценировка «У
матрешки новоселье»
Хороводная
игра
«Солнышко и дождик»

печкой, лоскутным одеялом.
Расширять представление о
многообразии
народноприкладного
искусства;
формировать
эстетическое
отношение к окружающей
действительности на основе
ознакомления с народноприкладным искусством.

Знакомить детей с понятием
«страна», с ее
достопримечательностями.
Аппликация «Космос»
Презентация «Изучаем Формировать желание как
правила
дорожного можно больше узнавать о
своей
стране.
движения»
Совершенствовать
ООД
«Мыльные
способность
рассуждать;
пузыри»
думать.
Проект «Помоги
Воспитывать
у
детей
растению»
уважение и любовь к своей
Природоохранная акция
стране.
«Посади цветок»
Совместная
деятельность «Летящие
голуби»

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА
МЕСЯЦ
«РОДНАЯ
СЕМЬЯ»
Сентябрь

НЕДЕЛЯ

ФОРМЫ РАБОТЫ

ЦЕЛЬ

I неделя

«Семейная фотография»
(расширение знаний о
своей семье). «Моя семья»
– любимые занятия
родителей и других членов
семьи.

II неделя

Беседа «Мы помощники»
(об обязанностях которые
дети выполняют дома)
ООД «Осень наступила»

Расширять
представления
детей о семье.
Формировать первоначальные з
нания о родственных
отношениях в семье.
Формировать
у детей положительное эмоцио
нальное
отношение к членам семьи.
Формировать представление о
том,
что у каждого члена семьи
есть свои обязанности.
Обогащать словарный запас
терминами
родства.
Воспитание любви и уважения
к своим родным, к членам
своей семьи.

III
неделя
IV
неделя
Октябрь

I неделя

Беседа о младших членах
семьи.
Рассказывание
сказки «Гуси-лебеди» и
беседа по ее содержанию.
Заучивание
домашних
адресов
20

«РОДНОЕ
СЕЛО»
Ноябрь

II неделя
III
неделя
IV
неделя
I неделя

II неделя
III
неделя
IV
неделя
«РОДНАЯ
ПРИРОДА»
Декабрь

Январь

ООД «Моя семья»
Сюжетно-ролевая
«Семья»
Проект «Моя семья»

игра

Экскурсия
в
парк. Продолжать уточнять у детей
Экологическая тропа
представления о селе, в
котором они живут. Закрепить
знания детей о ближайшем
Экскурсия «С чего
окружении
детского
сада.
начинается Родина?»
Продолжать
развивать
интересы
ООД
«Мы
пешеходы. познавательные
детей. Воспитывать любовь к
Транспорт»
Создание
с
детьми родному городу и своему
детскому
саду. Привлечение
фотоальбома
внимания детей к различным
Природоохранная акция
зданиям и сооружениям вокруг
«Покорми птиц зимой».
их домов, детского сада.

I неделя

Экскурсия в зимний парк.

II неделя
III
неделя
IV
неделя
II неделя

ООД «Зимующие птицы»
Проект «Мы следопыты»

III
неделя
IV
неделя

Природоохранная
акция
«Помоги птицам»
Чтение
и
заучивание
стихотворения о березе.
Рисование «Ветка рябины».
Просмотр видеофильма о
природе.
Люблю березку русскую»
(деревья и растения,
природа родного края)

«РОДНАЯ
КУЛЬТУРА»
Февраль

I неделя

II неделя
III
неделя

Рассматривание
изделий
народных
мастеров.
Рисование
«Украшение
платочка» (по мотивам
дымковской росписи).
Д/игра «Что матрешка
расскажет о себе».
На земле, в небесах и на
море» – об армии, о родах
войск.
«Папы, дедушки –
солдаты» – о
21

Научить детей вести
наблюдения за объектами
природы.
Развивать умение делать
выводы, устанавливая
причинно-следственные связи
между объектами природы.
Воспитывать навыки
экологически безопасного
поведения в природе, выполняя
правила безопасного
поведения.
Воспитывать чувство
сопереживания и желания
помочь нуждающимся
объектам природы: растениям,
насекомым, животным,
птицам, человеку.
Дать детям первоначальные
представления
основ
национальной
культуры,
вызвать интерес к познанию
культуры
своего
народа,
способствовать формированию
художественных и творческих
способностей.
Формировать
элементарные представления
об
изменении
видов
человеческого труда и быта на
примере игрушки и предметов
обихода.

государственном
празднике «Защитники
Отечества».

Март

IV
неделя
I неделя
II неделя
III
неделя
IV
неделя

«РОДНАЯ
СТРАНА»
Апрель

I неделя
II неделя
III
неделя

IV
неделя

Май

I неделя

II неделя

Формировать у детей понятия о
том, что защищать свою
Родину
–
долг
каждого
гражданина.

ООД «Русская матрешка»
Наши праздники
Драматизация сказки
Виртуальная
экскурсия
«Быт и традиции русского
народа»
Проект
«Формирование
патриотических
чувств
через культуру и традиции
»
Беседа «Москва – главный Формирование представлений
город нашей страны»
о Родине на основе
ознакомления с ближайшим
Беседа «Путешествие в окружением. Развивать интерес
к историческому прошлому
космос»
России. Воспитывать чувство
Акция «Сделай доброе
уважения к далеким предкам,
дело»
землякам. Формировать
представление у детей, что
Проект «Дружат дети на
планета Земля – общий дом для
планете».
всех.
ООД «Моя Родина-Россия» Воспитывать у детей
гражданские чувства, чувство
любви к Родине, родному селу,
Экологическая тропа
чувства гордости, восхищения
весной.
красотой окружающей
Целевая
экскурсия
к природы.
памятнику павшим воинам
в Великой Отечественной
войне.
Проект «Вечный огонь».
Акция «Озеленим участок»

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
ТЕМА
МЕСЯЦ
«РОДНАЯ
СЕМЬЯ»
Сентябрь

НЕДЕЛ
Я
I неделя
II неделя
III

ФОРМЫ РАБОТЫ
Тематическое занятие
«Моя семья».

ЦЕЛЬ

Воспитывать у детей чувство
семейной дружбы, доброту,
внимание и уважение друг к
другу. Формирование личной
Чтение произведения Я.
оценки
героя,
обсуждение
Акима «Моя родня».
дружеских
взаимоотношений.
Составление рассказа на
22

неделя

IV
неделя
Октябрь

I неделя

II неделя

основе опыта по теме
«Много у бабушки с
нами хлопот»
Тематическое занятие «С
чего начинается
Родина?».
Разучивание
стихотворения
А.
Плещеева «Мой садик»
Изготовление поделок из
природного и бросового
материала в подарок
детям младшей группы.
Чтение произведения С.
Михалкова «Кем быть?».
Создание группового
альбома «Все профессии
важны, все профессии
нужны».

III
неделя

IV
неделя
«РОДНОЕ
СЕЛО»
Ноябрь

I неделя

II неделя

III
неделя

Разучивание
стихотворения
А.К.
Толстого
«Осень.
Обсыпается весь наш
бедный сад...»
Рассматривание картины
И. Левитана «Золотая
осень».
Знакомство с
достопримечательностям
и родного края. Понятие
«малая родина».
Беседа: Страна большая,
и мы - ее часть!
Экскурсия по
экологической тропе
(растительный мир
родного края)
Природоохранная акция
«Берегите птиц».
Конкурс рисунков
«Край, в котором мы
живем».
Беседа на тему «Чтобы
не заблудиться, надо
хорошо
знать
свой
адрес»
Неделя игры и игрушки
«Учимся, играя».
23

Обогащать словарный запас
терминами
родства.
Сформировать представление о
родственных
отношениях,
вызвать интерес к своей родословной.
Воспитывать уважение к дому,
земле, на которой живешь
Получение представления о
профессиях.
Обсуждение места работы
родителей.
Составление рассказа о родной
природе.
Воспитание любви и уважения
к своим родным, к членам
своей семьи.

Продолжать уточнять у детей
представления о селе, в
котором они живут. Закрепить
знания детей о ближайшем
окружении
детского
сада.
Продолжать
развивать
познавательные
интересы
детей. Воспитывать любовь к
родному
селу
и
своему
детскому
саду. Привлечение
внимания детей к различным
зданиям и сооружениям вокруг
их домов, детского сада.
Научить детей называть свой
адрес

IV
неделя

«РОДНАЯ
ПРИРОДА»
Декабрь

I неделя

II неделя
III
неделя
IV
неделя

Знакомство
детей
с
новыми дидактическими
играми
на
развитие
смекалки,
творчества,
логики
Проведение
праздника
«День мамы», выставка
детских
коллективных
работ
«Мамочке
любимой посвящаю»
Рассматривание картины
«Зимние
забавы».
Составление рассказа по
картине.
Проект «Земля — наш
общий дом».
Беседа
«Что
такое
Красная книга »
Беседа с детьми на тему
«Откуда елка к нам
пришла». Рассказ о
возникновении праздника
«Новогодней елки»
Природоохранная акция
«Не рубите елочку».

Январь

II неделя

III
неделя
IV
неделя
«РОДНАЯ
КУЛЬТУРА
Февраль

I неделя

Пересказ рассказа Н.
Калининой «Разве так
играют?».
Рассматривание картины
И. Левитана «Березовая
роща»
Чтение
рассказа
В.
Драгунского
«Друг
детства».
Беседа
о
прочитанном.
Чтение произведения Ю.
Тувима «Письмо ко всем
детям по одному очень
важному делу» (перевод
с
польского
С.
Михалкова)
Рассказ о жанровых и
языковых особенностях
потешек,
песенок,
загадок
и
пословиц.
Обобщение
представлений о жанрах
устного
народного
творчества
24

Научить детей вести
наблюдения за объектами
природы.
Развивать умение делать
выводы, устанавливая
причинно-следственные связи
между объектами природы.
Воспитывать навыки
экологически безопасного
поведения в природе, выполняя
правила безопасного поведения
Воспитывать чувство
сопереживания и желания
помочь нуждающимся
объектам природы: растениям,
насекомым, животным,
птицам, человеку.

Дать детям первоначальные
представления
основ
национальной
культуры,
вызвать интерес к познанию
культуры
своего
народа,
способствовать формированию
художественных и творческих
способностей.
Формировать
элементарные представления
об
изменении
видов
человеческого труда и быта на
примере игрушки и предметов
обихода.

II неделя

III
неделя

Защитники земли
Русской (Илья Муромец,
Добрыня Никитич,
Алеша Попович).
Чтение былинного
произведения «Никита
Кожемяка» (русская
сказка в пересказе К.Д.
Ушинского).
К Дню защитника
Отечества игры-эстафеты
«Веселые соревнования»
Акция «Подарки для
Защитников Отечества».

Учить понимать тему, образное
содержание
произведения;
видеть взаимосвязь между
содержанием
и
названием
произведения

Сформировать представление о
родственных
отношениях,
вызвать интерес к своей
родословной

Праздник День
Защитника Отечества.

Март

IV
неделя
I неделя

II неделя

III
неделя
IV
неделя
«РОДНАЯ
СТРАНА»
Апрель

I неделя

II неделя

Чтение произведения Я.
Акима «Моя родня».
Чтение рассказа Л.
Пантелеева «Честное
слово». Беседа о
прочитанном и
обсуждение рассказа
Беседа о Международном
женском дне.
Разучивание
стихотворения Е.
Благининой «Посидим в
тишине»
Чтение ненецкой сказки
«Кукушка» в обработке
К. Шаврова
Составление рассказа на
основе опыта по теме
«Много у бабушки с
нами хлопот»
Занятие «Бабушкин
сундук» в мини-музее.
Посещение мини-музея
детского сада, экскурсия
Беседа «Национальная
одежда».
Рассматривание карты
России. Государственная
символика Чтение
отрывка из книги Н.
Кончаловской «Наша
древняя столица»
25

Формирование представлений
о Родине на основе
ознакомления с ближайшим
окружением. Развивать интерес
к историческому прошлому
России. Воспитывать чувство
уважения к далеким предкам,
землякам. Формировать
представление у детей, что
планета Земля – общий дом для
всех.
Воспитывать у детей

III
неделя
IV
неделя

Май

II неделя
II неделя

«Кладовая Урала»
(полезные ископаемые).
Сказы П.П. Бажова
Закрепление знаний
детей об улицах села,
истории их названия.
«Украсим детский сад»
(озеленение территории
детского сада).

гражданские чувства, чувство
любви к Родине, родной
природе, чувства гордости,
восхищения красотой родного
села.

Чтение стихотворения С. Формировать
Маршака «Рассказ о родному селу.
неизвестном герое»
Тематический праздник
«День Победы». Встреча
с героями ВОВ

любовь

к

Тема «Красота природы
и родного края».
Беседа с детьми «Люди
каких национальностей
живут в нашей стране».

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ
ГРУППЕ
ТЕМА
МЕСЯЦ
«РОДНАЯ
СЕМЬЯ»
Сентябрь

1

2

3

4

ФОРМЫ РАБОТЫ

ЦЕЛЬ

Знакомство со сказкой В. Сутеева
«Кораблик».
Беседа
по
содержанию
произведения.
Чтение стихов о дружбе по
выбору детей
Этюды по изображению эмоций.
Чтение рассказа В. Осеевой
«Добрая
хозяюшка».
Играимпровизация «Какой я?»
Беседа по теме «Права (право на
игру, занятия, прогулку) и
обязанности (содержать свое тело
и одежду в чистоте, соблюдать
правила гигиены, не обижать
других,
оказывать
помощь
взрослым
и
малышам)
дошкольника».
Рассказ
об
общественной
значимости
детского сада и его сотрудников
Беседа о животных (приурочена к

Формирование личной оценки
героя, обсуждение дружеских
взаимоотношений. Обогащать
словарный запас терминами
родства.

26

Формировать знания о правах и
обязанностях.
Получение представления о
профессиях.
Обсуждение места работы
родителей.
Составление рассказа о родной
природе.

Октябрь

1

2

3
4

«РОДНОЕ
СЕЛО»
Ноябрь

1

2

3

4

«РОДНАЯ
ПРИРОДА»
Декабрь

1

2

Всемирному дню животных (1-е
воскресенье октября), рассказы о
них,
чтение
произведений,
фотовыставка, рисунки детей
«Дом, в котором ты живешь» —
составление последовательного
рассказа о своем доме. Игра
«Накроем стол к чаю»
«Семья»— беседа по сюжетным
картинкам. Игра в кругу семьи
«Распределение обязанностей»
Составление рассказа по опорным
вопросам на тему «Моя семья»
Подготовка
театрального
действия на тему «Про семью про
дружную, всем такую нужную»
для
дальнейшего
показа
в
младших группах
Обсуждение темы любви к
родной стране, гордости за нее.
Мое Отечество — Россия. Чтение
стихотворения С. Есенина «Гой
ты, Русь моя родная...»
«Родная земля — кормилица».
Беседа по серии сюжетных картин
по теме «Откуда хлеб пришел».
Малые фольклорные формы.
Неделя игры и игрушки «Учимся,
играя».
Знакомство детей с новыми
дидактическими играми — на
смекалку, логику
Конкурс рисунков «Край, в
котором мы живем».
Проведение праздника «День
мамы».
Выставка
детских
коллективных работ «Мамочке
любимой посвящаю»
Стихотворение
И.
Сурикова
«Детство».
Обсуждение
представления поэта о детстве.
Составление рассказа с опорой на
личный опыт на тему «Мой друг».
Формирование личной оценки
поступков героя
Беседа «Лес – многоэтажный
дом», знакомство с профессией
лесника, егеря.
Беседа с использованием
27

Воспитание любви и уважения
к своим родным, к членам
своей семьи.
Закрепление представлений о
семье,
родственных
отношениях в семье.

Продолжать уточнять у детей
представления о селе, в
котором они живут. Закрепить
знания детей о ближайшем
окружении
детского
сада.
Продолжать
развивать
познавательные
интересы
детей. Воспитывать любовь к
родному
селу
и
своему
детскому
саду. Привлечение
внимания детей к различным
зданиям и сооружениям вокруг
их домов, детского сада.
Поддерживать и развивать у
детей интерес к пониманию
смысла образных выражений;
расширять представление о
пословицах и поговорках

Научить детей вести
наблюдения за объектами
природы.
Развивать умение делать
выводы, устанавливая
причинно-следственные связи
между объектами природы.
Воспитывать навыки
экологически безопасного
поведения в природе, выполняя
правила безопасного
поведения.

3
4

Январь

2

3
4

«РОДНАЯ
КУЛЬТУРА»
Февраль

1

2
3

4

Март

1

2

эксперимента «Край суровый и
ласковый» (климатические
особенности).
Кладовая
Урала
(полезные
ископаемые) Сказы П.П. Бажова
Беседа с детьми на тему «Откуда
елка к нам пришла». Рассказ о
возникновении праздника
«Новогодней елки»
Природоохранная акция «Не
рубите елочку».
Природоохранная акция
«Помогите птицам зимой».
Пересказ
рассказа
К.Д.
Ушинского «Четыре желания».
Воспитание любви к природе
родного края
Рассматривание репродукций и
картин о родной природе.
Чтение
стихотворения
М.
Матусовского «С чего начинается
Родина?»
Объяснение значения пословиц о
Родине.
Закрепление знаний детей о
жанрах
устного
народного
творчества, о сказках, потешках,
песенках, загадках и пословицах.
Малые фольклорные формы.
Досуг «Посиделки» знакомство с
русскими обычаями и обрядами
Беседа
о
русском
устном
народном творчестве. Слушание и
обсуждение сказки С. Аксакова
«Аленький цветочек»
Народные праздники на Руси.
«Масленица»
Защитники Отечества. Чтение
стихотворения А.Т. Твардовского
«Рассказ танкиста»
Тематические занятия. История в
событиях и лицах. Чтение
стихотворения А.С. Пушкина
«Песнь о вещем Олеге»
Обучение составлению рассказа
из личного опыта на тему «Моя
мама». Продумывание сюжета
рассказа без опоры на наглядный
материал. Чтение стихов о маме
Беседы об игрушках: «Откуда
28

Воспитывать чувство
сопереживания и желания
помочь нуждающимся
объектам природы: растениям,
насекомым, животным,
птицам, человеку.

Воспитывать
гордость
любовь к родному селу.

и

Дать детям первоначальные
представления
основ
национальной
культуры,
вызвать интерес к познанию
культуры
своего
народа,
способствовать формированию
художественных и творческих
способностей.
Формировать
элементарные представления
об
изменении
видов
человеческого труда и быта на
примере игрушки и предметов
обихода.

3

4

«РОДНАЯ
СТРАНА»
Апрель

I

2

3

4

Май

1

2
3

пришла матрешка?»,
свою матрешку»
Чтение
сказки
В.
«Цветик-семицветик».

«Слепим
Катаева

Занятие «Бабушкин сундук» в
мини-музее.
Формирование
интереса
к
судьбам родственников, истории
семьи
«Экскурсия
по
Москве»
Презентация, иллюстрации.
Беседа о Дне космонавтики на
тему «Хочу быть космонавтом» с
просмотром видеофильма.
Чтение произведения Дж. Родари
«Чем пахнут ремесла?». Чтение
стихотворения В. Маяковского
«Кем быть?».
Беседа
о
людях
разных
национальностей, живущих в
России. Работа над понятием
«гражданин»
Беседа о государстве «Российская
Федерация».
Знакомство
с
различными городами России.
Разучивание стихотворения М.
Исаковского «Навек запомни»
«Что такое «Закон»? Беседа о
правилах и законах в семье, в
стране. Конституция. Права и
обязанности

29

Подвести детей к пониманию
нравственного
смысла,
мотивированной
оценке
поступков и характера главной
героини.
Формирование представлений
о Родине на основе
ознакомления с ближайшим
окружением. Развивать интерес
к историческому прошлому
России. Воспитывать чувство
уважения к далеким предкам,
землякам. Формировать
представление у детей, что
планета Земля – общий дом для
всех.
Воспитывать у детей
гражданские чувства, чувство
любви к Родине, родному
городу, чувства гордости,
восхищения красотой родной
страны.
Закрепить представление о
профессиях.

Методическая работа с педагогами по реализации Программы
Вид поддержки

Мероприятия.

Ответственные.

Сроки.

Организационно-методическая поддержка.
Непрерывное
педагогическое
образование.
Методические
объединения.

Курсовая переподготовка на проблемных
семинарах по вопросам нравственнопатриотического воспитания.

Старший
воспитатель

По графику

Педагогические советы.
«Нравственно-патриотическое
воспитание детей дошкольного
возраста»

Заведующий,
старший
воспитатель

Промежуточные результаты внедрения Заведующий,
в практику работы
старший
воспитатель
программы нравственнопатриотического
воспитания детей дошкольного
возраста.

,

Семинары-практикумы
Новые подходы к нравственнопатриотическому воспитанию
дошкольников

Старший
воспитатель

Июнь2021

Организация совместной деятельности
детей и родителей по нравственнопатриотическому воспитанию.

Старший
воспитатель

Сентябрь2021

Консультации.
Нормативно-правовая база для
Старший
организации работы с детьми
воспитатель
дошкольного возраста по нравственнопатриотическому воспитанию

Июнь 2021

Организация нравственнопатриотического воспитания
дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Старший
воспитатель

Методика работы с детьми по
нравственно-патриотическому
воспитанию.

Старший
воспитатель

Август 2021

Проектная деятельность по
нравственно-патриотическому
воспитанию.

Старший
воспитатель

Сентябрь 2021

30

Июль 2021

Планирование
совместной работы семьи и ДОО по
нравственно-патриотическому
воспитанию дошкольников.

Старший
воспитатель

Интегрированный подход к системе
нравственно- патриотического
воспитания в ДОО

Старший
воспитатель

Сентябрь2021

Октябрь 2021

Творческие мастерские.
Разработка методических рекомендаций Старший
по организации нравственновоспитатель
патриотического воспитания
дошкольников.

Сентябрь 2021

Разработка методических рекомендаций Старший
по организации работы с семьёй по
воспитатель
нравственно-патриотическому
воспитанию.

Сентябрь 2021

Разработка проектов по нравственнопатриотическому воспитанию.

Старший
воспитатель

Октябрь 2021

Воспитатели

Октябрь 2021

Воспитатели

В течение года

Открытые показы Проведение родительских собраний по
занятий,
нравственно-патриотическому
мероприятий.
воспитанию.
Открытые мероприятия с родителями
(развлечения, викторины)

Организация
конкурсов

Неделя открытых просмотров
Воспитатели
мероприятий
по нравственно-патриотическому
воспитанию.
Создание
предметно-развивающей Старший
среды в группах
для осуществления воспитатель
нравственно-патриотического
Воспитатели
воспитания
Информационная поддержка

Организация
выставки
новинок научно-методической
литературы по нравственнопатриотическому воспитанию
дошкольников.
Формирование
Наличие программно-методического
информационного обеспечения.
банка
Передовой педагогический опыт.
Подготовка
информационнометодических
материалов.

Подготовка
аналитических
материалов.

Февраль 2022

В течение года

Старший
воспитатель

В
течение
года

Старший
воспитатель

В
года

течение

Анализ качества образовательных услуг Заведующий
Старший
Подготовка отчетов, справок по
воспитатель
итогам проведения мероприятий и

В
года

течение

контроля.
31

Создание единого Выпуск газеты для родителей ДОУ
информационного «Мир детства»
пространства.
Публикация на сайте ДОУ

Старший
воспитатель

В
года

течение

Диагностическая поддержка.
Сбор и анализ
информации о
состоянии
образовательного
процесса и
профессиональног
о развития
педагогов.

Проведение мониторинга
по нравственно-патриотическому
воспитанию детей.

Старший
воспитатель

Октябрь 2021 май
2022

Изучение профессиональных
затруднений и интересов педагогов.

Старший
воспитатель

В
года

течение

Изучение и анализ инновационной
деятельности педагогов ДОУ.

Старший
воспитатель

В
года

течение

Подведение итогов
реализации Программы

Старший
воспитатель

Май 2022

32

План взаимодействия педагогов с родителями
Задачи
Выявление
запросов
родителей по
организации
работы с детьми

Способы реализации
Анкетирование родителей по вопросам
нравственно патриотического воспитания
дошкольников
Оформление информации в родительских
уголках по вопросам нравственно
патриотического воспитания
дошкольников
Провести День открытых дверей.

Обновление информации для родителей на
сайте детского сада
Привлечение
родителей к
сотрудничеству с
ДОО

Установление
партнерских
отношений между
всеми
участниками
образовательного
процесса

Ответственные

Сроки

Воспитатели

Сентябр
ь

Воспитатели

Старший
воспитатель,
воспитатели
Старший
воспитатель

Октябрь

Апрель

1 раз в
квартал

Проведение родительских собраний

Старший
воспитатель,
воспитатели

1 раз в
квартал

Консультативная помощь родителям
воспитанников

Старший
воспитатель,
воспитатели
Старший
воспитатель,
воспитатели
Старший
воспитатель,
воспитатели,
музыкальный
руководитель

в течение
года

Старший
воспитатель,
воспитатели
Старший
воспитатель,
воспитатели
Старший
воспитатель,
воспитатели
Старший
воспитатель,
воспитатели

Ноябрь

Оформление стенда «Мы здесь живём»

Праздничный концерт, посвящённый Дню
матери

Спортивный праздник
«Мама и мы - спортивны и дружны»
Конкурс «Символ года»

Акция «Ёлочка – зелёная иголочка»

Совместные с родителями мероприятия
непосредственно организованной
образовательной деятельности «Защитники
Отечества»
33

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Февраль

Спортивное развлечение «Вместе с папой»

Проект «Народный костюм»
(подготовительная и старшая группы)
Проект «Защитники
Отечества»
(подготовительная группа)

Старший
воспитатель,
воспитатели
Старший
воспитатель,
воспитатели
Старший
воспитатель,
воспитатели

Семейные посиделки «Вместе с мамой»

Старший
воспитатель,
воспитатели
Утренники, посвящённые 8 марта
Старший
воспитатель,
воспитатели
Акция «Первоцветы»
Старший
воспитатель,
воспитатели
Спортивные соревнования, посвящённые
Инструктор по
Дню Победы
физкультуре
Праздничный концерт, посвящённый Дню Музыкальный
Победы
руководитель
Выпуск стендов, посвящённых Дню семьи
воспитатели
Конкурс презентаций
«Традиции нашей семьи»

Старший
воспитатель,
воспитатели

Февраль

Февраль

Февраль

Март

Март

Апрель

Май
Май
Май
Май

Взаимодействие с родителями. Цели-ориентиры для родителей
(семьи воспитанников)
Находить в условиях села любую возможность замечать красоту родной
природы и предъявлять ее сыну/дочери. Организовывать активный отдых
семьи в природе, ориентировать ребенка на природу как ценность;
формировать у сына/дочери навыки безопасного для здоровья поведения во
время отдыха. Обращать внимание ребенка на следы положительного и
отрицательного отношения людей к природе. Учить высказывать свои
оценочные суждения по результатам таких наблюдений. Привлекать ребенка к
обсуждению эколого-краеведческих проблем родного края, города, села,
области; воспитывать чувство сопереживания происходящему в природе.
Показывать примеры природоохранной деятельности.
Активно привлекать сына/дочь к труду в природе (в том числе и к труду
всей семьей). Включаться в совместные с ребенком проекты по изучению
природного наследия родного края; осуществлять поиск информации эколого34

краеведческого содержания в районных, городских и областных библиотеках,
Интернете; учить ребенка пользоваться энциклопедической литературой.
Сотрудничать с педагогами в решении задач эколого-краеведческого
воспитания, понимая необходимость данного взаимодействия. Принимать
участие в природоохранных мероприятиях. Оказывать посильную помощь в
экологизации предметно-развивающей среды детского сада.
Знакомить ребенка с интересной и доступной информацией об истории и
культуре родного села, способами ее получения. Поддерживать у сына/дочери
интерес к истории и культуре родного края, воспитывать чувство гордости и
привязанности к любимым местам, родному селу. Показывать, как связана
судьба семьи с судьбой родного края.
Вместе с ребенком совершать прогулки, экскурсии по родному селу,
путешествовать, показывая сыну/дочери пример познавательного отдыха,
наполненного открытиями окружающего мира. Помогать ребенку
осуществлять поиск информации об основных культурных и исторических
объектах села, знаменитых людях (в том числе используя ресурсы Интернета).
Участвовать в мероприятиях, проходящих в городе (селе), интересоваться
происходящими событиями. Принимать участие в благоустройстве своего
двора, района, приобщать к этому сына/дочь. Рассказывать о своей профессии,
о ее значимости для города (села); гордиться своим предприятием. Предлагать
ребенку отображать полученные впечатления в речевой и художественнопродуктивной деятельности. Воспитывать осознанное и бережное отношение
к культурно-историческому наследию родного края.
Обращаться к педагогам за помощью, поддержкой и советом по организации
совместных прогулок с сыном/дочерью (знакомство с историческими и
памятными местами). Принимать помощь педагогов и специалистов в
познании истории и культуры страны. Уважать и поддерживать авторитет
педагога в семье, ценность его помощи.
Оказывать помощь детскому саду в организации мероприятий, посвященных
историческим и культурным событиям города, села (музыкальные праздники,
встречи,
Побуждать ребенка в домашних условиях изображать доступными ему
средствами выразительности то, что для него интересно и эмоционально
значимо. Создавать условия для работы с различными материалами, приобщая
дошкольников к ремеслу и рукоделию.
Устраивать семейные выставки, выставки работ ребенка, приглашая родных
и знакомых оценить семейное (а также детское) творчество. Закреплять у
ребенка позицию созидателя, способствовать развитию его самовыражения,
формировать чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда.
35

Вместе с сыном/дочерью выполнять посвященные изобразительному
искусству родного края задания, предложенные педагогами в семейных
календарях (и/или в альбомах по изобразительной деятельности)
Формы взаимодействия с семьями
 Создание в группе тематических выставок при участии родителей:
«Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город»,
«Профессии наших родителей», «Транспорт» и др.
 Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных
альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Как мы отдыхаем» и др.
 Создание тематических выставок детских книг при участии семьи.
 Совместное
создание
тематических
альбомов
экологической
направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д.
 Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки,
поделки, рассказы, проекты и т.п.)
 Совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности
родителей и педагогов.
 Открытые мероприятия с детьми для родителей.
 Разработка индивидуальных программ взаимодействия с родителями по
созданию предметной среды для развития ребёнка.
 Создание фотовыставок, фотоальбомов «Я и моя семья», «Моя
родословная», «Мои любимые дела», «Моё настроение».
 Совместная
организация
выставок
произведений
искусства
(декоративно-прикладного) с целью обогащения художественноэстетических представлений детей.
 Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
 Участие
родителей и детей в театрализованной деятельности,
совместная постановка спектаклей, создание условий, организация
декораций и костюмов.
 Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров
с привлечением родителей.

Особое внимание в работе по нравственно-патриотическому
воспитанию необходимо уделять сотрудничеству с родителями. Родители в
данном случае должны быть не просто наблюдателями, а активными
участниками педагогического процесса: принимать участие не только в
36

праздниках и соревнованиях, где играют роли, участвуют в играх и
состязаниях, но и проводить совместно с воспитателем занятия, активно
обсуждать вопросы воспитания на Педагогических советах, родительских
собраниях, семинарах.
Формы работы с семьями воспитанников:
• Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и
развлечений: «Мама, папа, я – спортивная семья», Новогодний праздник,
«Папа и мы – спортивны и сильны», утренник 8 марта, «День Победы».
• Составление фотоальбомов
тематического планирования.

и

стенгазет

согласно

• Консультации для родителей: «Воспитание любви
«Семейные традиции», «Что значит – быть патриотом?» и др.

календарнок

Родине»,

• Привлечение родителей к помощи в организации экскурсий по
микрорайону, городу, поездкам в музеи.
 Организация семинаров по ознакомлению родителей с содержанием
ознакомления дошкольников с народными праздниками, обрядами,
традициями, умением создать в домашних условиях сказочнопраздничную атмосферу (оформление интерьера, столовый этикет,
преподнесение детям подарков). Приобщение родителей к совместному
с детьми празднованию народных праздников.
 Оформление рекомендаций по использованию полученных знаний в
повседневном общении с детьми:
 список рекомендованной для чтения детям литературы;
 составление картотеки иллюстраций;
 рекомендации по ведению беседы о прочитанном и т.д.
 Совместные проекты детей и родителей (согласно календарнотематического планирования).
 Участие в акциях (согласно календарно-тематического планирования).
 Организация совместных мероприятий непосредственно организованной
образовательной деятельности для детей и родителей.
Таким образом, помощь родителей или совместная деятельность
вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка,
его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и
37

другими членами семьи ребёнок, подражая им, усваивает нормы, правила и
формы социального поведения.

Содержание предметно-развивающей среды
Центральным звеном в развивающей среде ДОУ по ознакомлению с
родным краем являются центры краеведения в группах. Предлагаемый в них
материал меняется в зависимости от изучаемых тематических блоков.
В музейном уголке представлены иллюстрации и изделия народных
промыслов, альбомы о истории детского сада;
В каждой группе созданы изостудия, где дети занимаются разными
видами художественно-творческой деятельности.

Материально-техническое сопровождение













Дидактические и наглядные пособия;
современные средства ТСО;
методическая литература;
Репродукции картин;
художественная литература;
альбомы и фотографии с видами родного села, страны;
карты Свердловской области, России;
символы государства (герб, флаг, гимн);
аудиозаписи гимна России, песен о России, народной музыки.
снимки и иллюстрации достопримечательностей Москвы и России;
фотографии известных людей страны;
иллюстрации и изделия народных промыслов;
картины с изображением родных пейзажей.

Используемая литература
1.
2.
3.
4.

М.Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста М. АРКТИ 2005 г.
В.И. Петрова, Т.Д. Стульник Нравственное воспитание в детском саду М.
Мозаика-синтез
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. //
Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
38

5.
6.
7.
8.
9.

Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю //
Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное
воспитание 2006 №5, с.3-10.
Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное
воспитание 2005 №10, с.10-19.
Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10,
с.52-54.
Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о
Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».