Смотр уголков краеведения и патриотического воспитания по группам проводится в соответствии с годовым планом работы ДОУ в целях реализации годовой задачи по
совершенствованию системы нравственно-патриотического воспитания в условиях ДОУ и
семьи.
В младших группах такие уголки будут носить условное название «Уголок социальнонравственного воспитания дошкольников».
1.Общие положения.
1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок проведения
уголков по патриотическому воспитанию среди групп ДОУ.
смотра-конкурса
2. Цели и задачи конкурса:
Цель конкурса: Создание условий для приобщения детей и педагогов к изучению
истории родной страны, родного края, села; создание
оптимальных условий для
воспитательно-образовательной работы с детьми по патриотическому воспитанию.
Способствовать обновлению и отбору наиболее интересного и доступного для детей
материала. Активизация деятельности воспитателей по патриотическому воспитанию
дошкольников. Пополнение в группах предметно-развивающей среды по данному разделу.
Задачи смотра-конкурса:
1. Познакомить детей с историей села и родного края, страны, в которой мы живем, ее
достижениями и известными людьми.
2. Содействовать развитию у дошкольников познавательных интересов, кругозора,
поисковой деятельности.
3. Воспитать у дошкольников чувства патриотизма, гордости, любви и уважения к родному
краю, стране.
4. Побудить педагогов к краеведческому поиску, чтению краеведческой литературы,
посещению экспозиций, выставок, музеев, созданию альбомов, презентаций,
дидактических игр, знакомящих воспитанников с народами, историей, географией,
природой нашей Родины.
5. Выявить творческие способности педагогов
при оформлении уголков по
патриотическому воспитанию, при использовании новых форм работы с дошкольниками.
3. Участники смотра-конкурса.
3.1. В смотре-конкурсе принимают участие: младшая, средняя, старшая,
подготовительная к школе группы.
4. Порядок проведения смотра-конкурса.
4.1. Смотр – конкурс проводится в соответствии с годовым планом работы ДОУ.
4.2. Смотр проводится комиссией в составе 4-х человек.
Председатель комиссии: Заведующий ДОУ.
Члены комиссии: Старший воспитатель
Председатель профсоюзного комитета
Воспитатель
5. Критерии конкурса.
Критерии конкурса: разнообразие наглядно-методического и игрового материала;
доступность расположения; соответствие возрасту; эстетичность; степень участия родителей;
оригинальность.
6. Подведение итогов смотра.
6.1. Оценочная шкала – 5-бальная система.
6.2. Группы, набравшие наибольшее количество баллов, считаются победителями и
награждаются грамотами за I, II, III места; группы, набравшие наименьшее количество
баллов - поощрительными благодарностями за участие в смотре-конкурсе.
6.3. Результаты смотра доводятся до педагогов на педагогическом совете, с
предоставлением итоговой справки.
Приложение 1
Младший дошкольный возраст
Цель работы в младшем дошкольном возрасте — ознакомление детей с
ближайшим окружением.
1. В уголке размещен материал по социально-нравственному воспитанию:
взрослые люди — родовые характеристики, профессии, действия,
внешний
вид — иллюстрации, тематические папки, дидактические игры;
семья — подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих
семью, членов семьи в отдельности; показывающих взаимоотношение
членов семьи — заботливое отношение, совместные действия, семейный
фотоальбом группы;
дом, в котором ты живёшь, - фотографии, иллюстрации архитектурных
строений, раза размеру, внешнему виду, материалу, назначению;
ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях
— девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети
трудятся, занимаются;
эмоциональные состояния - тематические папки, иллюстрации,
показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей;
поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические
игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в
общественных местах, иллюстрации по типу «хорошо - плохо», «так
можно делать, а так — нельзя», этикет.
2. Материал для знакомства детей «малой родиной» (детским садом,
ближайшими улицами, родным поселком) - фотоматериалы, иллюстрации,
подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты –
группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен
сад.
3. Материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры
предметы старины, русские игрушки (различные куклы - закрутки из
соломы, ткани разных видов, ниток , кожи и т д.: куклы из деревянных
чурбачков, обереги), предметы народного декоративно-прикладного
искусства (матрёшки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель,
хохлома, вышивка, работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах.
4. Художественная литература по фольклору (песенки, потешки, сказки)
Приложение 2
Средний дошкольный возраст
'Работа ведется по направлениям: семья, мой детский сад, мое село,
достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам
русской культуры.
1. В уголке пополняется материал по социально - нравственному
воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература
нравственной тематики (см. требования к оформлению уголка в младших
группах).
2. Материал для знакомства детей с малой родиной» — детским садом,
близлежащими улицами, родным селом, знаменитыми жителями,
природой , транспортом, архитектурой, профессиями. Сравнение понятий
«город — село». Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы,
набор открыток, тематических папок, различные макеты — группы, детского
сада, улицы или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут
быть представлены материалы об истории поселка.
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры —
предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративноприкладного искусства, различные макеты (крестьянской избы, комнатыгорницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах,
дидактические игры по теме.
4. Художественная литература по фольклору — сказки, песенки, пословицы,
поговорки и т.д.
5. Элементы государственной символики — флаг, герб.
6. Элементы краевой символики — флаг, герб.
7. Материал для ознакомления с защитниками Отечества - подбор
иллюстраций, тематические папки.
Приложение 3
Старший дошкольный возраст
Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной,
государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей
по народному календарю.
1. Моя семья — семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему
«Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».
2. Родной край — иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы
«История возникновения села», «Знаменитые земляки», «В годы Великой
Отечественной войны», «Наше духовное наследие», «Достопримечательности»,
«Архитектура», «Спорт», подбор стихов о крае, карта края, символика края (флаг,
герб). Макеты (микрорайон, улица, архитектурные сооружения поселка).
3. Родная страна — карта России
(хорошо, если это будет детская карта) России, которая содержит необходимый
материал, рассказывающий о городах России (столица Родины, символика городов,
чем знамениты, главные достопримечательности); природные зоны нашей страны,
народы, населяющие страну, промышленность и сельское хозяйство); символика
(герб, флаг, гимн, портрет президента). Различные макеты (достопримечательности
городов, архитектура и т п.).
4. Защитники Отечества — иллюстрации, тематические папки на тему
«Наши предки — славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная
война», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме,
макеты (древняя крепость, военная техника и т. п.).
5. Приобщение к истокам русской народной культуры — иллюстрации и
тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины»,
«Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья»,
«Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного
декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных
костюмах, дидактические игры по теме.
6. Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).
7. Великие соотечественники - портреты, художественная литература,
рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.
8. Наша планета Земля — глобус, детская карта мира. Художественная
литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей
в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных
для той или иной страны.