1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение, регламентирующее осуществление должностного контроля в МБДОУ «Детский сад № 2», разработано в соответствии с нормативными документами Министерства Образования и Науки РФ, Уставом МБДОУ, Законом РФ "Об образовании" ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013); Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 11553; Приказом «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. № 1014г.; регламентирует содержание и порядок проведенияконтрольной деятельности в Учреждении. 1.2. Контрольная деятельность — главный источник информации для диагностики состояния образовательного и воспитательного процессов, основных результатов деятельности Учреждения. Под контрольной деятельностью понимается проведение администрацией Учреждения и (или) специально созданной комиссией наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками Учреждения законодательных и других нормативно-правовых актов РФ, органов местного самоуправления. Учредителя, Учреждения в области общего и дошкольного образования. 1.3. Контрольная деятельность — это мотивированный стимулирующий процесс, который призван снять затруднения участников образовательного процесса и повысить его эффективность. 1.4. Должностные лица, занимающиеся контрольной деятельностью, руководствуются Конституцией РФ, законодательством в области образования, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства России, нормативными правовыми актами, изданными Минобразования России, органами местного самоуправления, Учредителем, Уставом Учреждения, локальными актами Учреждения, Положением об инспекционно-контрольной деятельности в образовательных учреждениях, приказами о проведении инспекционных проверок. Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, тарифно-квалификационными характеристиками. 1.5. Целями контрольной деятельности являются: — совершенствование деятельности Учреждения; — повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников Учреждения; — улучшение качества образования. 1.6. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся руководителем Учреждения. 1.7. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 2. Основные задачи контрольной деятельности 2.1. Основными задачами контрольной деятельности являются: — контроль исполнения законодательства РФ, реализации принципов государственной политики в области дошкольного образования; — выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативноправовых актов, регламентирующих деятельность Учреждения, принятие мер по их пресечению; — анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; — защита прав и свобод участников образовательного процесса; — анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников; — изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций; — совершенствование качества воспитания и образования воспитанников с одновременным повышением ответственности должностных лиц за конечный результат; — контроль реализации образовательных программ, соблюдения Устава и иных локальных актов Учреждения; — анализ результатов исполнения приказов по Учреждению; — анализ и прогнозирование тенденций развития образовательного процесса в Учреждении; — оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля. 3. Функции контрольной деятельности 3.1. Заведующий, старший воспитатель, медицинская сестра, педагогические и иные работники, назначенные приказом заведующего Учреждением, приказом Учредителя для контрольной деятельности, руководствуются системным подходом, который предполагает: — постоянство контроля, его осуществление по заранее разработанным алгоритмам, структурным схемам; — охват всех направлений педагогической деятельности; — широкое привлечение членов педагогического коллектива; — серьезную теоретическую и методическую подготовку; — установление взаимосвязей и взаимодействия всех компонентов педагогического процесса; — комплексное использование форм и методов контрольной деятельности в зависимости от целевой установки, содержания педагогического процесса, квалификации педагогических работников, характера взаимоотношений в педагогическом коллективе; — соблюдение последовательности контроля. 3.2. Контрольная деятельность может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга и проведения административных работ. 3.2.1. Контрольная деятельность в виде плановых проверок проходит в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года. 3.2.2. Контрольная деятельность в виде оперативных проверок осуществляется для установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях родителей (законных представителей) или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. 3.2.3. Контрольная деятельность в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья воспитанников, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.). 3.2.4. Контрольная деятельность в виде административной работы осуществляется заведующим Учреждением для проверки качества воспитания и образования детей с одновременным повышением ответственности должностных лиц за конечный результат. 3.3. Контрольная деятельность в МДОУ имеет несколько видов: — предварительная — предварительное знакомство; — текущая — непосредственное наблюдение за педагогическим процессом; — итоговая — изучение результатов работы МАДОУ, педагогических работников за полугодие, учебный год. 3.4. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, инспектирование проводится в виде тематических (одно направление деятельности) или комплексных проверок (два и более направлений). 3.4.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности Учреждения. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение новых образовательных технологий, форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда. Темы контроля определяются в соответствии с годовым планом работы Учреждения на основании проблемно-ориентированного анализа работы Учреждения по итогам предыдущего учебного года. В ходе тематического контроля: — проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование); — анализируются практическая деятельность педагогических работников, посещение занятий, другие мероприятия с детьми, родителями, режимные моменты, документация. 3.4.2. Одной из форм тематического контроля является персональный контроль. В ходе персонального контроля проверяющий изучает: — уровень знаний педагога в области современных достижений психологической и педагогической науки, его профессиональное мастерство; — уровень овладения педагогом новыми образовательными технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения; — результаты работы педагога и пути их достижения; — способы повышения профессиональной квалификации педагога. 3.4.3. Одной из форм комплексного контроля является фронтальный контроль. Фронтальный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса. Фронтальный контроль предусматривает проверку в полном объеме педагогической работы в одной группе в течение нескольких дней. Эта форма контроля позволяет получить всестороннюю информацию о выполнении программы воспитания в целом, дает материалы для глубокого педагогического анализа, выводов и помогает определить дальнейшие направления в работе. 4. Организация управления контрольной деятельностью 4.1. Контрольную деятельность в учреждении осуществляют заведующий, старший воспитатель, медицинская сестра, педагогические и иные работники, назначенные заведующим. 4.2. Система контроля, контрольная деятельность является составной частью годового плана работы Учреждения. 4.3. Заведующий не позднее чем за 2 недели издает приказ о сроках и теме предстоящего контроля, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, назначает ответственного, доводит до сведения проверяемых и проверяющих план-задание предстоящего контроля. 4.4. План-задание предстоящего контроля составляется старшим воспитателем. Планзадание определяет вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достоверность и сравнимость результатов контроля для подготовки итогового документа. 4.5. Периодичность и виды контрольной деятельности определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах педагогической деятельности. Нормирование и тематика проверок находятся в исключительной компетенции заведующего Учреждением. 4.6. Основания для контрольной деятельности: — заявление педагогического работника на аттестацию; — план-график контроля; — задание руководства Учредителя — проверка состояния дел для подготовки управленческих решений; — обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования — оперативный контроль. 4.7. Продолжительность тематических или комплексных (фронтальных) проверок не должна превышать 5—10 дней, с посещением не более 5 занятий, исследованием режимных моментов и других мероприятий. 4.8. План-график контроля в Учреждении разрабатывается с учетом плана-графика контроля Учредителя и доводится до сведения работников в начале нового учебного года. 4.9. Проверяющие имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля. 4.10. При обнаружении в ходе контрольной деятельности нарушений законодательства РФ в области образования о них сообщается заведующему Учреждением. 4.11. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения, если в месячном плане указаны сроки контроля. 4.12. При проведении оперативных (экстренных) проверок педагогические и другие работники могут не предупреждаться заранее. Экстренным случаем считается письменная жалоба родителей (законных представителей) на нарушение прав воспитанника, законодательства об образовании, а также случаи грубого нарушения законодательства РФ, трудовой дисциплины работниками Учреждения. 4.13. Результаты контрольной деятельности оформляются в виде: — аналитической справки; — справки о результатах контроля; — доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу и др. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения. 4.14. Информация о результатах контрольной деятельности доводится до работников Учреждения в течение 7 дней с момента завершения проверки. 4.15. Проверяющие и проверяемые после ознакомления с результатами контрольной деятельности должны поставить подписи под итоговыми документами. При этом проверяемые имеют право сделать запись о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам. Если нет возможности получить подпись проверяемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку, или заведующий Учреждением. 4.16. По итогам контроля, зависимости от его формы, целей, задач, а также с учетом реального положения дел: — проводятся заседания Совета педагогов, производственные заседания, рабочие совещания с педагогическим составом; — сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел Учреждения; — результаты контроля могут учитываться при аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения аттестационной комиссии. 4.17. Заведующий Учреждением по результатам контроля принимает следующие решения: — об издании соответствующего приказа; — об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом; — о повторном контроле с привлечением определенных специалистов (экспертов); — о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, педагогических и других работников; — о поощрении работников и др. 4.18. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях родителей, а также в обращении и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки 5. Права участников контрольной деятельности 5.1. При осуществлении контрольной деятельности проверяющий имеет право: — знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями педагогического работника, аналитическими материалами педагога; — изучать практическую деятельность педагогических работников через посещение и анализ занятий, других мероприятий с детьми, наблюдение режимных моментов; — проводить экспертизу педагогической деятельности; — проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации; — организовывать социологические, психологические, педагогические исследования; — делать выводы и принимать управленческие решения. 5.2. Проверяемый педагогический работник имеет право: — знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; — знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; — своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями проверяющих; — обратиться в конфликтную комиссию профсоюзного комитета Учреждения или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля. 6. Взаимосвязи с другими органами самоуправления 6.1. Результаты контрольной деятельности могут быть представлены на рассмотрение и обсуждение в органы самоуправления Учреждения: Совет педагогов. Общее собрание. Родительский комитет. 6.2. Органы самоуправления Учреждения могут выйти с предложением к заведующему о проведении контрольной деятельности по возникшим вопросам. 7. Ответственность 7.1. Члены комиссии, занимающейся контрольной деятельностью в Учреждении, несут ответственность за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам контроля. 8. Делопроизводство 8.1. Справка по результатам контроля должна содержать в себе следующие разделы: — вид контроля; — форма контроля; — тема проверки; — цель проверки; — сроки проверки; — состав комиссии; — результаты проверки (перечень проверенных мероприятий, документации и пр.); — положительный опыт; — недостатки; — выводы; — предложения и рекомендации; — подписи членов комиссии; — подписи проверяемых. 8.2. По результатам контроля заведующий Учреждением издает приказ, в котором указываются: — вид контроля; — форма контроля; — тема проверки; — цель проверки; — сроки проверки; — состав комиссии; — результаты проверки; — решение по результатам проверки; — назначаются ответственные лица по исполнению решения; — указываются сроки устранения недостатков; — указываются сроки проведения повторного контроля; — поощрение и наказание работников по результатам контроля. 8.3. По результатам оперативного контроля проводится собеседование с проверяемым, при необходимости — готовится сообщение о состоянии дел на административное совещание, совет педагогов, общее собрание.