1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г, Приказом министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №1155 от 17.10.2013г, 1.2. Настоящее положение обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 1.3. За полнотой и качеством построения развивающей предметно-пространственной среды осуществляется контроль. 1.4. Положение о построении развивающей предметно-пространственной среды вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения» и действует до внесения изменения. 2.Общие положения ФГОС ДО. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Требования к развивающей предметно-пространственной среде. 2.1.Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия для проживания ребёнком дошкольного детства. 2.2.Предметно-развивающая среда – это определённое пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребёнка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. 2.3.Развивающая предметно-пространственная среда включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребёнка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. 2.4.Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности уединения. 2.5.Учреждение самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. 3.Цель и задачи предметно-развивающей среды 3.1. Цель – создание условий для самостоятельной, активной, целенаправленной деятельности ребёнка (игровой, двигательной, изобразительной, театральной и тд). 3.2. Задачи развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях: - обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития; - обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; - обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; - основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. 3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: - реализацию основной образовательной программы детского сада ОУ; - в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; - учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; - учёт возрастных особенностей детей 4.Принципы построения предметно-развивающей среды. 4.1.Содержательно-насыщенности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением. 4.2. Вариативности, предусматривающий наличие в группе различных пространств, материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. 4.3.Полифункциональности, предполагающий возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. 4.4.Доступности, предполагающей доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, свободный доступ детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающими все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования; 4.5.Трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. 4.6. Безопасности, предполагающий соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. 5. Требования к построению развивающей предметно-пространственной среды 5.1.Обустройство основных помещений соответствуют возрастным характеристикам детей (столы соответствуют росту детей, умывальники доступны для самостоятельного использования детьми). 5.2. Помещение оснащено необходимой мебелью и оборудованием, позволяющими без нагромождения разместить все необходимое (материалы, игры, инвентарь и пр.) для образовательной деятельности. 5.3. Мебели и оборудования достаточно, чтобы обеспечить присмотр и уход за детьми. Достаточно, чтобы обеспечить детям свободный доступ к одежде, материалам, играм и пр. (напр., достаточно шкафчиков для одежды, для материалов и пр.). 5.4. Используется разнообразное оборудование и мебель для тематического зонирования игрового пространства (зона сюжетно-ролевой игры, строительства, зона экспериментов, музыкальная и пр. Не менее 3 видов). Помещение оснащено разнообразным современным оборудованием, мебелью, игрушками и материалами, предоставляющими широкие возможности для различных игр детей. Оснащение позволяет детям создавать свои игровые пространства (напр., двигать мебель, крупные игровые блоки). 5.5.Развивающая предметно-пространственная среда в группах дошкольного возраста включает в себя следующие центры развития в соответствии с возрастом детей (приложение №1): - центр психологической разгрузки; - центры «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр»; - центр познания «Развивайка» («Учимся говорить», Маленькие математики», «Мы познаем мир»); - центр конструирования «Маленькие строители»; - центр детского творчества «Маленькие художники»; - музыкальный центр; - центр «Мы играем»; - центр двигательной активности «Маленькие спортсмены»; - центры природы и экспериментирования «Юный эколог»; - центр Безопасности; - центр «Юный патриот» 5.Ответственность 6.1. За организацию и оснащённость развивающей предметно-пространственной среды в помещениях на прилегающей к учреждению территории ответственность несёт руководитель образовательного учреждения (Стандарт, разделIII, п. 3.5. Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования). 6.2. За организацию, наполнение и оформление развивающей предметнопространственной среды (центров развития, уголков, выставок и др.) в Группе ответственность несёт педагог группы. 6.3. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 Стандарта. 6.Контроль 6.1. Контроль осуществляется в соответствии с планом – графиком о должностном контроле 6.2. Ответственность за контроль построения развивающей предметнопространственной среды возлагается на старшего воспитателя. 6.3.Порядок утверждения и внесения изменений в Настоящее Положение, любое изменение или дополнение к нему, а также решение о признании настоящего Положения утратившим силу утверждается руководителем образовательного учреждения. Приложение №1 Примерный перечень оборудования развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении младшей группы Центры «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр»: 1. Стеллаж для книг, столик и два стульчика, мягкий диванчик. 2. Ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр. 3. Маленькие ширмы для настольного театра. 4. Фланелеграф. 5. Детские книги по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжкиигрушки. 6. Различные виды театра (плоскостной, пальчиковый, кукольный). 8. Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята». Центр познания «Развивайка»: «Учимся говорить»: 1. Стеллаж или этажерка для пособий. 2. Наборы игрушек и комплекты предметных и сюжетных картинок. 3. Наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики. 4. Дидактические игры по развитию речи («Чей малыш?», «Найди маму?» ,«Кто в домике живет?») 5. Лото «Парные картинки», «Игрушки», «Магазин». 7. Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи «Чего не стало?», «Разноцветные машины» (различение форм ед. и мн. числа (существительных и др.). «Маленькие математики»: 1. Наборное полотно, магнитная доска. 2. Комплект геометрических фигур (круги, квадраты треугольники разных размеров, окрашенные в основные цвета). 3. Предметы и изображения предметов различной геометрической формы. 4. Объемные геометрические формы (кубы и шары разного размера, окрашенные в основные цвета). 5. Разнообразный счетный материал (предметные картинки, мелкие игрушки и предметы, природный материал). 6. «Играйка 3» для развития математических способностей. 7. Блоки Дьенеша. 8. Палочки Кюизенера. 9. Дидактические игры (Цвет. Часть и Целое. Фигуры. Формы). «Сенсорика» 1. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания. 2. Мозаика большого размера. 3. Рамки-вкладыши «Я изучаю размер». 4. Сборные игрушки (матрешки, пирамидки, домики, машинки). 7. Разрезные картинки (2—4 части). 8. Простые крупные пазлы. Центр конструирования «Маленькие строители»; 1. Строительный конструктор с блоками большого размepa. 2. Строительный конструктор с блоками среднего размера. 3. Различные виды конструктора 4. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигур-людей и животных и т. п.). 5. Транспорт среднего и большого размера. Машинки деревянные, пластмассовые и металлические разных моделей. Центр детского творчества «Маленькие художники»: 1.Толстые восковые и акварельные мелки. 2. Цветной мел. 3. Цветные карандаши. 4. Гуашевые краски. 5. Пластилин. 6. Цветная и белая бумага, картон, обои. 7. Наклейки. 8. Ткани. 9. Самоклеящаяся пленка. 10. Кисти. 11. Поролон. 12. Клейстер. Музыкальный центр: 1.Звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, колокольчики, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, поющие волчки, кубики и мячики звучащими наполнителями. 2. Магнитофон и аудиокассеты с записями звуков природы. 3. Пластиковые емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камушками, пшеном. Центр «Мы играем»: 1.Куклы (маленькие, средние, большие) обоего пола. 2. Комплекты одежды для кукол по сезонам. 3. Комплекты постельного белья для кукол. 4. Комплекты мебели для кукол. 5. Коляски для кукол. 6. Наборы кукольной посуды. 7. Атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери», «Магазин», «Поликлиника», «Шоферы», «Парикмахерская». 8. Атрибуты для ряжения (шляпы, шарфы, шали, длинные юбки, сумки и портфели, детские зонты, бусы и т. п Центр двигательной акт ивности «Маленькие спортсмены»: 1. Мячи большие надувные (2—3 шт.). 2. Мячи малые и средние (по 4—5 шт.). 3. Обручи (3—4 шт.). 4. Флажки (8—10 шт.). 5. Ленты на колечках (8—10 шт.). 6. Тонкий канат, веревки. 7. Кубики маленькие и средние (по 8—10 шт.). 8. Модульные конструкции для подлезания, перелезания, залезания. 9. Массажные мячики (8—10 шт.). 10. Массажные коврики и ребристые дорожки. 11. Нетрадиционное спортивное оборудование (мячи-гантельки (или мешочки) из пластиковых бутылочек, наполненных песком и т.п.) 12. Забавная игрушка-кольцеброс. Центры природы и экспериментирования «Юный эколог» 1. Стол с емкостями для воды и песка и рабочей поверхностью из пластика, резиновый коврик. 2. Халатики, нарукавники. 3. Природный материал: песок, вода, глина, камушки, ракушки, деревяшки, различные плоды, перья. 4. Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, формочки. 5. Игрушки для игр с водой. 6. Комнатные растения по программе. 7. Леечка, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель. 11. Календарь природы. Центр «Безопасность» 1. Дидактический материал по Правилам дорожной безопасности, Пожарной безопасности 2. Атрибуты, знаки Раздевалка: 1.Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), маркировка. 2. Скамейки. 3. Схема-«алгоритм» процесса одевания. 4. Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей). 5. .«Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов и т.д.). 6 Мини-библиотека методической литературы для родителей и книг для чтения детям дома 7. Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка НОД, объявления, «Визитная карточка группы»). Туалетная комната: 1.Традиционная обстановка. 2. Схема-«алгоритм» процесса умывания. Примерный перечень оборудования развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении средней группы Центр «Здравствуй, книжка!»: 1.Стеллаж или открытая витрина для книг. 2. Столик и два стульчика, мягкий диванчик. 3. Детские книги по программе и любимые книги детей. 4. Два-три постоянно сменяемых детских журнала. 5. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» 6. Книжки-малышки с произведениями фольклора малых |форм. 7. Книжки-раскраски по изучаемым темам. 8. Книжки-самоделки. 9. Аудиокассеты с записью литературных произведений по программе. 10. Диафильмы. Центр «Играем в театр»: 1.Большая складная ширма. 2. Маленькая ширма для настольного театра. 3. Стойка-вешалка для костюмов. 4. Костюмы, маски, атрибуты для постановки двух-трех сказок. 5. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (плоскостной, пальчиковый, кукольный, настольный, перчаточный). Центр познания «Развивайка» «Будем говорить правильно»: 1.Стеллаж или этажерка для пособий. 2. Наборы игрушек и комплекты предметных и сюжетных картинок. 3. Наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики. 4. Настольно-печатные дидактические игры, лото, домино. 5. Настольно-печатные игры по развитию речи («Подбери и назови» и т.д.) 6. Раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры, светофорчики, флажки, разноцветные кружки и квадраты). 7. Настенный алфавит, кубики с буквами. 8. Диапроектор, экран, подборка слайдов по изучаемым темам. «Учимся считать»: 1. Счетный материал (игрушки, мелкие предметы, природный материал, предметные картинки). 2. Комплекты цифр для магнитной доски и фланелеграфа. 3. Наборы геометрических фигур для магнитной доски и фланелеграфа. 4. Занимательный и познавательный математический материал. 5. Схемы и планы (групповая комната, кукольная комната). 6. «Волшебные часы» (времена года, части суток). 7. Рабочие тетради «Математика — это интересно». «Сенсорика»: 1. Мозаики большого и маленького размеров. 2. Конструкторы типа «Lego» или «Duplo» большого и маленького размеров. 3. Разрезные картинки (4 и более частей, все виды разрезов). 4. Пазлы. 5. Различные сборные игрушки и схемы их сборки. 6. Игрушки-трансформеры. 7. Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки. 8. Кубики с изображениями («Сказки» и т.д.) 9. Блоки Дьенеша. Центр конструирования «Маленькие строители»;»: 1. Строительный конструктор с крупными блоками. 2. Строительный конструктор со средними блоками. 3. Строительный конструктор с мелкими блоками. 4. Нетрадиционный строительный материал (контейнеры с крышками, оклеенные самоклеящейся пленкой коробки разных размеров и т.п.). 5. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, дорожные знаки и т. п.). 6. Транспорт (крупный, средний, мелкий) из различных материалов. 7. Схемы построек и «алгоритмы» их выполнения. Центр детского творчества «Маленькие художники»: 1.Восковые и акварельные мелки, цветной мел. 2. Гуашевые краски. 3. Фломастеры. 4. Цветные карандаши. 5. Пластилин. 6. Клейстер. 7. Кисти, палочки, стеки, поролон, печатки, клише, трафареты по темам. 8. Цветная и белая бумага, картон, самоклеящаяся пленка, наклейки, ткани, нитки. 9. Рулон простых белых обоев для рисования коллективных работ. 10. Доска для рисования мелом, доска для рисования фломастерами; маленькие доски для рисования. 11.Поднос с тонким слоем манки. Музыкальный центр: 1. Детские музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистки, барабан, пианино, пищалки. 2. Звучащие игрушки-заместители (пластиковые бутылочки и коробочки с разными наполнителями). 3. Магнитофон, аудиокассеты с записью музыкальных произведений по программе (по совету музыкального руководителя) и детских песенок. 4. «Поющие» игрушки. Центр природы и экспериментирования «Юный эколог»: 1.Стол для проведения экспериментов. 2. Резиновый коврик. 3. Халатики, передники, нарукавники. 4. Контейнеры с крышками для природного материала и сыпучих продуктов. 5. Природный материал (вода, песок, глина, камешки, ракушки, каштаны, желуди). 6. Сыпучие продукты (соль, сахарный песок). 7. Увеличительное стекло. 8. Игрушечные весы. 9. Емкости разной вместимости, ложки, воронки, сито, совочки. 10. Игрушки для игр с водой и песком. 11. Комнатные растения с указателями по программе. 12. Леечки, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы. 13. «Алгоритм» ухода за растениями. 14. Журнал опытов. Центр «Мы играем» (сюжетно-ролевых игр): 1. Большое зеркало. 2. Куклы разных размеров. 3. Комплекты одежды и постельного белья для кукол, кукольные сервизы, кукольная мебель, коляски для кукол. 4. Предметы-заместители для сюжетно-ролевых игр. 5. Атрибуты для ряжения (шляпы, сумки, шали, шарфы и т.п.). 6. Атрибуты для 4—5 сюжетно-ролевых игр («Дочки-матери», «Хозяюшки», «Доктор Айболит», «Моряки», «Шоферы», «Парикмахерская»). Центр двигательной активности «Маленькие спортсмены»: 1. Мячи большие надувные, мячи средние, малые, массажные мячики разных цветов. 2. Обручи. 3. Гимнастические палки. 4. Ленты разных цветов на кольцах. 5. Кегли. 6. Тонкий канат или цветные веревки. 7. Флажки разных цветов. 8. «Дорожка движения». 9. Мишени на ковролиновой основе с набором мячиков и дротиков на «липучках». 10. Кольцеброс. 11. Нетрадиционный спортивный инвентарь (детские эспандеры, кегли, мячики-сокс и т.п.). 12. Ребристые и массажные дорожки. Центр Безопасности 1.Дидактический материал по Правилам дорожной безопасности, Пожарной безопасности 2.Атрибуты, знаки Центр психологической разгрузки; 1. 2. 3. 4. Ширмы для уединения, палатки Мягкий диванчик, подушечки Альбомы Музыкальные светильники и тп. Раздевалка: 1.Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), маркировка. 2. Скамейки. 3. Схема- «алгоритм» процесса одевания. 4. Стенд для взрослых «Наши работы» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей). 5. .«Консультации для родителей» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий, рекомендации специалистов и т.д.). 6 Мини-библиотека методической литературы для родителей и книг для чтения детям дома 7. Информационный стенд (режим работы детского сада и группы, сетка НОД, объявления, «Визитная карточка группы»). Туалетная комната: 1.Традиционная обстановка. 2. Схема-«алгоритм» процесса умывания.