1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов, их воспитанников и родителей, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной деятельности. 1.2. Положение разработано в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами системы образования: Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155), Уставом МБДОУ «Детский сад № 2 «Колосок», далее «Учреждение» 1.3. Система взаимодействия педагогов с родителями обеспечивает комплексный подход к формированию ценностных ориентиров у воспитанников. 1.4. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, инициатором которого выступают педагоги детского сада 1.5. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. Цель и задачи взаимодействия 2.1. Цель: сплочение родителей и педагогов учреждения и формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста. 2.2. Задачи мониторинга: повышение педагогической культуры родителей и формирование традиций семейной культуры; выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами приобщения воспитанников к традиционной культуре; выявление эффективных форм сотрудничества родителями воспитанников и повышение эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области формирования базис личностной культуры детей; гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга; повышение правовой грамотности родителей в области защиты прав и достоинств ребенка; повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем фундаментальным основам воспитания: физического, социально-нравственного, художественно-эстетического, познавательного, базирующихся принципах педагогики ненасилия; организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьей со стороны специалистов: старшего воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и т.д.; создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей. 3. Основные принципы работы детского сада Достижению цели и задач способствуют принципы работы детского сада: функционирование его как открытой системы; активное вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс с использованием современных технологий и интерактивных методов взаимодействия детского сада и семьи; понимание, признание и принятие ребенка и его семьи; приоритет культурологического подхода к определению целей и содержанию воспитания детей; переориентация педагогов с передачи знаний, умений и навыков на формирование ценностных ориентации и воспитание отношений, способствующих более продуктивному их усвоению; 2 формирование ценностно-смысловых ориентации (добра, красоты, познания, здорового образа жизни), моральных эстетических ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой самореализации народных мастеров, представлений о смысле жизни отдельного человека и целого народа средствами приобщения детей и их семей к традиционной культуре; амплификация развития ребенка в процессе организации развивающего взаимодействия с взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и одновозрастном коллективах); тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога; личностно-ориентированный подход и правила «педагогики ненасилия», принцип доступности (каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах) и открытость (на сайте детского сада можно ознакомиться с уставом, Договором с родителями, Положением об управляющем совете и иными локальными актами, исторической справкой учреждения и текущей информацией); принцип доброжелательности всех участников содружества, соблюдения моральноэтического устава, разработанного для формирования позитивных взаимоотношений между родителями и педагогами; принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания образовательной Программы ДОУ не допускается никакого принуждения). 4. Приоритетные направления работы по организации взаимодействия детского сада и семьи Приоритетны следующие направления работы: изучение семьи с целью выяснения ее возможностей в области формирования ценностных ориентиров; группировка семей по принципу возможности их влияния на процесс формирования ценностных ориентиров средствами традиционной культуры и музейной педагогики в домашних условиях и условиях сотрудничества с детским садом; составление программы совместных действий педагога и родителей; анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности и содружества семьи и детского сада. 5. Организация работы 5.1. Педсовет Учреждения утверждает план работы по организации взаимодействия детского сада и семьи на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед Учреждением и конкретными условиями ее работы. План работы родительского комитета ДОУ согласовывается с заведующим ДОУ. 5.2. Организация взаимодействия детского сада и семьи предполагает следующие этапы работы: изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию детей; группировку семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей группы; составление программы совместных действий педагога и родителей; анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности. 5.3. Требования к организации взаимодействия детского сада и семьи: целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей); планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход к формированию системы ценностных ориентиров и развитию личности ребенка); 3 конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации или религии ценностей). 5.4. Общепедагогические и специфические условия к организации взаимодействия детского сада и семьи: сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы; взаимосвязь разных форм работы с родителями; одновременное влияние на родителей и детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные отношения; обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы согласования личных, индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей; учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры; ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников дошкольного учреждения с родителями: доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями; соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям. 5.5. Методы и формы организации совместного с родителями воспитательнообразовательного процесса: - наглядная пропаганда педагогических знаний (стенды с рекомендациями для родителей); - активные родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных установок, раздача памяток по теме собрания); консультации; семинары-практикумы; конференции для родителей; дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной деятельности); круглые столы; деловая игра; вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по формированию ценностных установок детей); совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли; 5.6. Организация методической работы с педагогами: - семинары-практикумы, консультации для педагогов (вопросы подготовки и проведения родительских собраний, пути повышения активности родителей и формирования ценностно-ориентированного общения детей и взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные методики воспитания и обучения детей). 5.7. Методы и приемы сотрудничества детского сада с семьей: методы активизации, которые делятся на методы выявления и формирования запроса родителей, поиска форм и методов реализации, корректировки; методы организации совместной деятельности (планирование, организация и контроль); методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка, коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная оценка) и др. 5.8. Внутреннее и внешнее взаимодействие семьи и детского сада. 5.8.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, формирование партнерского сообщества сотрудников, детей и родителей; Условия внутреннего взаимодействия: создание в Учреждении атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их эмоциональной взаимоподдержки; 4 переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга; соблюдение принципа единства воспитательных воздействий Учреждения и семьи; тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога. Формы такого взаимодействия: совместные праздники, досуги, семейные экскурсии, защита детско-родительских проектов, творческие мастерские, сайт детского сада с необходимой информацией для родителей, материалами прошедших мероприятий. 5.8.2. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива дошкольного учреждения с общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой, спорткомплексами, домом культуры. 6. Контроль 6.1. Контроль за организацией взаимодействия детского сада и семьи группах и в Учреждении возложена на руководителя и старшего воспитателя. 6.2. В качестве добровольной общественной организации выступают групповые и общесадовский Совет родителей – представительный орган родительской общественности. Совет родителей призван помогать детскому саду в его работе и организовывать выполнение всеми родителями (законными представителями) законных требований дошкольного учреждения, содействовать педагогической пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития воспитанников. 7. Документация планы работы с родителями ДОУ, группы на учебный год; протоколы общих родительских собраний (протоколы хранятся в методическом кабинете); протоколы групповых родительских собраний (протоколы хранятся в группе); конспекты мероприятий; результаты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях и диагностических исследованиях, анкетировании с выводами, сравнительный анализ мониторинга всему ДОУ, рекомендации стратегического плана (хранятся в методкабинете у старшего воспитателя Учреждения. 5