ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В МБДОУ «Детский сад № 2 «Колосок» реализуется основная общеобразовательная программа (принята на заседании педагогического совета протокол № 1 от 12.08.2020 года) с учётом инновационной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (2019 год изд.) под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой в группах общеразвивающей направленности. Учебный план является нормативным документом, отражающим структуру образовательного процесса ДОУ. Устанавливает перечень различных видов деятельности и объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывной образовательной деятельности с детьми. Учебный план МБДОУ детский сад № 2, разработан в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - ФГОС ДО (утвержден Приказом № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»); - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26; - Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» - Постановлением правительства Свердловской области от 18.12.2013г. №1548-пп "О компенсации платы, взымаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность". - Уставом МБДОУ "Детский сад №2 "Колосок" - Примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобрена решением федерального уч.-методич. объединения по общему образованию от 8 апреля 2015г. Протокол от №1/15) Учебный план отражает специфику ДОУ: учёт особенностей возрастной структуры – в ДОУ функционируют 4 группы: первая и вторая группа раннего возраста (разновозрастная) (2-3 года), средняя группа (разновозрастная) (3-5 лет), старшая группа (5-6лет), подготовительная к школе группа (6-7 лет). В учебном плане предложено распределение количества занятий, дающее возможность МБДОУ использовать модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности. В структуре плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. 1. Инвариантная (обязательная) часть - не менее 60 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. В соответствии с требованиями комплексных программ дошкольного образования, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, в инвариантной части Плана определено минимальное количество занятий, отведенное на образовательные области, определенные в приказе № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Инвариантная (обязательная) часть обеспечивает планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.3648-20), а также инструктивно-методическим письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 г. № 65/23-16. Учебный план ориентирован на организацию образовательной деятельности в режиме 5-тидневной рабочей недели. Продолжительность учебного года составит 36 недель. Данный учебный план составлен для организации деятельности с детьми дошкольного возраста с 2 до 7 лет. В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 (п.11.9, 11.10, 11.11,11.12), продолжительность организованной образовательной деятельности (далее ООД): - во второй группе раннего возраста (2-3 года) не более 10 минут, - в средней группе (3-5 лет) 15 - 20 минут, - в старшей группе (5-6 лет) не более 25 минут, - в подготовительной к школе группе (6-7 лет) не более 30 минут. Для детей раннего возраста допускается осуществлять ООД в первую и во вторую половину дня. Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки. В первой половине дня в группе раннего возраста планируются не более двух ООД, в средней группе один день в неделю три занятия, в остальные дни – два, в старшей группе – два раза в неделю – три занятия, три дня – по два занятия, в подготовительной группе – не более трех занятий в день. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в группе раннего возраста – 20 минут, в средней группе не превышает 40 минут, один день в неделю 60 минут соответственно, а в старшей группе 50 минут три дня в неделю и два дня – 1час 15 минут, и подготовительной – 1,5 часа соответственно. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, не более 25-30 минут. Перерывы между ООД составляют не менее 10 минут. В середине ООД статического характера проводится физкультурная тематическая минутка (продолжительность 2-3 минуты). В План включены пять образовательных областей, обеспечивающие познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественноэстетическое и физическое развитие детей. Реализация Плана предполагает обязательный учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. При составлении учебного плана учитывалось соблюдение минимального количества занятий на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно допустимая нагрузка. Часы групповых и индивидуальных занятий входят в объем максимально допустимой нагрузки. Максимально допустимая образовательная нагрузка в неделю: Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет ) - 1ч. 40 мин. Средняя разновозрастная группа (от 3 до 5 лет) – 3ч. 40мин Старшая группа (от 5 до 6 лет) – 6ч. 15 мин Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) – 10ч. Возрастные группы Образовательная нагрузка в первой половине дня (в неделю) Образовательная нагрузка во второй половине дня (в неделю) Максимально допустимая образовательная нагрузка в неделю 1 Вторая группа раннего возраста 1ч. 40 мин 1ч. 40 мин 2 Средняя группа 3ч. 40 мин 3ч. 40 мин 3 Старшая группа 5 часов 1ч. 15 мин 6ч. 15 мин 4 Подготовительная группа 7ч. 30 мин 2ч. 30 мин 10ч. Реализация физического и художественно-эстетического направлений занимает не менее 50% общего времени занятий. 2. Вариативная (модульная) часть - не более 40 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ дошкольного образования. Эта часть Плана, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ, обеспечивает вариативность образования; отражает специфику МБ ДОУ; позволяет учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; расширяет области образовательных услуг для воспитанников. СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ГОДА Структура образовательного процесса в ДОУ: Учебный день делится на три блока: 1.Утренний образовательный блок — продолжительность с 7.00 до 9.00 часов — включает в себя: самостоятельную деятельность ребенка и его совместную деятельность с воспитателем; образовательную деятельность в режимных моментах. 2Развивающий блок — продолжительность с 9.00 до 10.50 часов - представляет собой организованную образовательную деятельность. 3.Вечерний блок — продолжительность с 15.20 до 17.30 часов — включает в себя: свободную самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность воспитателя с ребенком, занятия художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направлений. Учебный план к основной образовательной программе дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 с учётом инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой на 2021-2022 учебный год 1. Инвариантная часть Вторая группа раннего возраста Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа Образовательные области Количество занятий в неделю 1.1. Познавательное развитие 3 3 3 5 ФЭМП 1 1 1 2 ФЦКМ 1 1 1 1 Познавательное развитие (региональный компонент) 1 Основы науки и естествознания 1 1 1 1.2. Речевое развитие 1 1 2 2 Развитие речи 1 1 1 1 1 1 Подготовка к обучению грамоте 1.3. Художественно-эстетическое развитие 4 4 4 5 Музыкальная деятельность 2 2 2 2 Изобразительная деятельность: 2 2 2 3 - Рисование 1 1 1 1 Ознакомление с искусством 1 - Лепка 1 - Аппликация 1.4. Физическое развитие Физическая культура 1.5. Социально-коммуникативное развитие Итого: 2. 1 раз в 2недели 1 раз в 2недели 1 раз в 2недели 1 раз в 2недели 1 раз в 2недели 3 3 3 3 3 3 3 3 В ходе различных видов деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями 10 11 12 15 Вариативная часть «Дорогою добра» Парциальная программа социально-коммуникативного развития.Коломийченко Л.В. 3. 1 раз в 2недели 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю «Цветные ладошки» Парциальная программа. Художественно-эстетическое развитие. И.А.Лыкова 1 1 1 «Умные пальчики» Парциальная программа. Конструктивно-модельная деятельность. И.А.Лыкова 1 1 1 1 О.Л. Князева Приобщение детей к истокам русской народной культуры. 1 1 1 1 Всего: 3 4 4 4 1раз в неделю 1 раз в неделю Кружок «Маленькие логики», Работа с блоками Дьенеша и палочками Кьюизенера. 1 раз в неделю 1раз в неделю 1 Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности Чтение художественной литературы ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Опытно-экспериментальная деятельность 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю Игровая деятельность ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Общение при проведении режимных моментов ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Дежурства ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Прогулки ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей Самостоятельная игра ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Познавательно – исследовательская деятельность ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно развития Оздоровительная работа Утренняя гимнастика ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Комплексы закаливающих процедур ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Гигиенические процедуры ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Всего Образовательный период – 38 недель. Первая неделя сентября в средней, старшей и подготовительной к школе группах – адаптационный период. С 01.06 по 31.08 ( летний период) – каникулы, с детьми проводятся занятия художественно-эстетической направленности, спортивнооздоровительные, музыкальные мероприятия, развлечения, досуги, праздники. Количество занятий в год № Раздел программы 2 группа раннего возраста Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа 1.Познавательное развитие 1.1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора 36 36 36 72 1.2. Формирование элементарных математических представлений 36 36 36 72 1.3. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность 36 36 36 2. Речевое развитие 36 36 72 72 3. Художественно- эстетическое развитие 3.1. Рисование 36 36 36 72 3.2. Лепка 36 18 18 18 3.3. Аппликация 18 18 18 3.4. Музыкальное развитие 72 72 72 72 4. Физическое развитие 108 108 108 108 Итого в год: 360 396 432 540 Продолжительность учебного года – 36 недель. с 1 сентября по 13 сентября – адаптационный период во второй группе раннего возраста С 1 сентября по 6 сентября адаптационный период в средней, старшей и подготовительной к школе группах. с 1 октября по 15 октября - мониторинг с 1 сентября по 25 декабря - учебный период с 28 декабря по 10 января - творческие каникулы с 11 января по 30 мая - учебный период с 16 апреля по 30 апреля мониторинг июнь - август - летняя оздоровительная работа Переходный период к началу учебного года предусматривает наличие щадящего режима, нацеленного на адаптацию детей к условиям жизни в новой возрастной группе и включающего мероприятия, направленные на создание благоприятного психологического климата, снижение напряжения и предотвращение негативных проявлений. В этот период воспитателем организуются индивидуальные занятия с детьми. В конце учебного года проводится мониторинг образовательного процесса. В ДОУ устанавливаются каникулы: летние ( с 1 июня по 31 августа), зимние (с 28 декабря по 10 января). В дни каникул проводится организованная образовательная деятельность художественно-эстетической и оздоровительной направленности. В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д., увеличивается продолжительность прогулок