Приложение к ООП МБДОУ «Детский сад №2 Колосок» Регламент наблюдения и документирования процессов развития ребенка Понимание ребенка Программа МБДОУ «Детский сад №2 Колосок» нацелена на индивидуальное раскрытие и развитие каждого ребенка. Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Индивидуализация достигается за счет учета уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы ему возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого он наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим осуществляет планирование. Систематическая и специально организованная (имеющая определенную цель и процедуру) педагогическая диагностика (особенно — педагогические наблюдения) — залог высокого качества выполнения программы МБДОУ «Детский сад №2 Колосок» Главная цель наблюдений — сбор информации, которая позволяет выработать индивидуальные цели развития детей и создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать поддержку на основе его индивидуальных интересов, возможностей и особенностей Постоянное наблюдение за интересами детей и их деятельностью дает ответ на четыре основных вопроса, определяющих индивидуализированный подход к обучению. 1. Каков уровень готовности детей к содержанию и методам обучения? 2. Каковы интересы детей и что их особенно волнует сейчас? 3. С какими материалами дети могут работать более эффективно? 4. Каков индивидуальный способ познавательной деятельности у каждого ребенка? Наблюдение помогает воспитателю дать объективные ответы на эти вопросы, получить информацию о развитии каждого ребенка, понять, как дети взаимодействуют в группе, как воспринимают друг друга, и насколько образовательная среда группы соответствует индивидуальным потребностям каждого ребенка. Следующий этап деятельности педагогов группы – переход от наблюдения и оценки к планированию программы образования каждого ребенка к разработке индивидуальной программы образования (ИПО). Педагоги, работая в команде со специалистами и родителями, собирают информацию о детях и систематизируют ее. Затем эта информация анализируется, обсуждается с родителями и вносится в текущий план работы. Принимаются совместные решения по поводу индивидуальных целей и задач развития каждого ребенка и группы детей. При этом учитываются интересы и потребности конкретных детей. Реализация плана педагогами предполагает организацию деятельности с детьми, подбор методов, средств и материалов для достижения индивидуальных целей развития. И, наконец, заключительный этап цикла — оценка результатов и переход к новым наблюдениям. Используя результаты наблюдений за детьми, педагоги вносят в планы необходимые коррективы (планируют разнообразные виды деятельности детей, учитывают их потребности, способности, возможности, интересы и стили обучения, а так же вносят изменения в развивающую среду группы. Педагогическая оценка индивидуального развития Дети проходят через одни и те же стадии развития, но не все в одном и том же возрасте и, что очень важно, каждый — в своем собственном стиле. Предлагаемая в Программе система педагогической оценки развития и актуального состояния ребенка опирается преимущественно на данные наблюдений и сбор фактических свидетельств уровня развития детей и их индивидуальных особенностей. Педагогическое оценивание включает оценку широкого спектра навыков, способностей и наклонностей во всех областях развития ребенка. Оценивается область параметров развития, которые необходимо систематически отслеживать в сфере социально- эмоционального развития. В Программе предлагается система наблюдения и регистрации поведения детей. Ее цель состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка в детском саду, оказать поддержку на основе его индивидуальных возможностей и потребностей. Результатом наблюдения является информация, которая позволяет выработать индивидуальные цели воспитания и обучения. Цель развития — своя для каждого ребенка, поскольку дети обладают разным исходным уровнем развития, разными способностями, склонностями и интересами. В дальнейшем, опираясь на эти цели, педагог может, например, преобразовывать развивающую среду таким образом, чтобы вызвать у ребенка интерес к освоению определенного содержания и тем самым создать новые возможности для развития. Программа отводит наблюдению принципиально важную роль —изучение динамики изменения индивидуальных интересов и образовательных потребностей детей. Результаты наблюдений используются воспитателем, прежде всего, для того, чтобы изменить собственную деятельность (а не деятельность детей), сделать ее более адекватной изменяющимся интересам и потребностям детей. Для того чтобы занятия с детьми соответствовали их индивидуальным и возрастным особенностям, наблюдения ведутся постоянно за каждым ребенком с тем, чтобы выявить его возможности, потребности, интересы, темперамент и стиль восприятия. Основные методы сбора информации о ребенке 1. Систематическое структурированное наблюдение. 2. Описание случаев и регистрация эпизодов — короткие описания конкретных случаев. 3. Повествовательные или дневниковые записи (записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности), которые фиксируются в конце каждого дня. 4. Фотографии. 5.Сохранение продуктов детской деятельности (рисунки, поделки, аппликации, вырезанные или вылепленные фигурки, написанные буквы, цифры, детские каракули) 7. Составление карты наблюдения, в которой перечисляются навыки и умения (ключевые компетентности). 8. Беседы с родителями, анкеты, вопросники. 9. Общение со специалистами (психолог, врач, логопед). 10. Беседы и интервью с использованием открытых вопросов, получение ответов от детей. 11. Рассказы детей. 12. Портфолио, или «Папки достижений». Чтобы получить полную и объективную оценку развития и актуального состояния ребенка, необходимо использовать: Разные методы и техники сбора информации; Различные источники информации; Различные ситуации для повторения процедуры сбора информации. Наблюдение представляет собой основной, самый важный метод сбора информации о детях в группе детского сада. Наблюдение — основа целенаправленного планирования и индивидуализации программы в соответствии с потребностями и интересами отдельных детей и группы. Наблюдение проводится систематически, регулярно и ненавязчиво, ведется за всеми видами деятельности и поведением ребенка любого возраста. Они проводятся за всеми детьми в разное время суток в течение всего года. В фокусе наблюдения находятся все центры активности группы, а также участок и помещения детского сада. Очень полезны наблюдения воспитателя во время визитов в семьи детей (предварительно согласованных с родителями). Процесс наблюдения представлен на следующей схеме: Цель наблюдений – индивидуальное планирование, постановка целей и задач каждого ребенка, работа по осуществлению индивидуальной программы и наблюдение за прогрессом ребенка. Карта наблюдений. Карта является наиболее формализованным методом наблюдения. В карте определены и описаны все параметры, подлежащие отслеживанию. Благодаря своей внутренней строгой структуре карта наблюдений позволяет педагогу видеть и четко фиксировать развитие каждого ребенка по широкому спектру разнообразных и значимых для педагога направлений, держать под контролем как отдельные параметры, так и целостную картину прогресса. Основные характеристики реальной оценки Оценка требует соблюдения определенных правил, базируется на определенных принципах и имеет свою технологию и ограничения. Реальная оценка должна: ориентировать воспитателя в его работе с ребенком; вовлекать родителей в процесс образования ребенка и ориентировать в нем; мотивировать и направлять действия ребенка, ориентировать его на социальные ценности, формировать позитивный образ «Я», способствовать становлению самооценки; подчеркивать исследовательский характер педагогического процесса. Чтобы выполнить эти функции оценка должна быть: многомерна; целостна; непрерывна и кумулятивна; критериально ориентирована; нацелена на выявление сильных сторон ребёнка; основана на действиях ребёнка в разнообразных ситуациях открытого типа; абсолютно понятна для воспитателей, родителей и детей. Наблюдение и оценка помогают: понимать чувства и мотивацию ребенка; идентифицировать сильные стороны ребенка; наблюдать взаимоотношения ребенка с детьми и взрослыми; наблюдать личностные предпочтения и выбор; наблюдать и фиксировать стиль обучения; обеспечить обратную связь и поддержку; определять потребность в раннем вмешательстве при работе с ребенком, испытывающим постоянные затруднения; обеспечить профессиональную, объективную и честную оценку прогресса ребенка в обучении. Анализ результатов наблюдения за ребенком предполагает обмен информацией между воспитателями, родителями и детьми, обсуждение фактов со специалистами, уточнение информации при разговоре с ребенком (метод свободного интервью). С помощью взрослого ребенок учится самостоятельно оценивать себя (самооценка и рефлексия). Результаты наблюдений регулярно обсуждаются с родителями каждого ребенка и используются для принятия совместных решений. Неотъемлемой частью диагностики является получение регулярной и персональной информации (преимущественно в позитивных тонах), которая основывается на результатах документальных систематических наблюдений за детьми.