Какие правила необходимо соблюдать при общении с детьми ► Если вы хотите, чтобы дети прислушивались к вашему мнению, верили в справедливость ваших действий и стремились вам подражать, ваша главная задача — стать для них непреложным авторитетом. Чтобы этого добиться, всегда следите за тем, что и как вы говорите и делаете. Относитесь к ребенку как к личности. Признавайте его право иметь собственные желания, выбирать игрушки, занятия, друзей. Всегда обращайтесь к ребенку только по имени, замечайте успехи, чаще хвалите. Разговаривайте доброжелательным тоном, улыбайтесь. Разговаривайте с детьми, как со взрослыми. Дети очень любят, когда к ним относятся со всей серьезностью. Не игнорируйте детские вопросы: если вы можете ответить, уложившись в несколько фраз, сделайте это, не откладывая. Если нет, не отмахивайтесь «потом, потом!», а объясните: «Это очень интересный вопрос, и я обязательно расскажу тебе об этом после прогулки». Сдержите свое обещание, привлеките к обсуждению всю группу: пусть дети общаются, учатся находить ответы самостоятельно. Будьте одинаково внимательны к каждому. Дети должны понимать, что вы любите всех одинаково, поэтому разговаривайте ровным, доброжелательным тоном, даже если вам приходится объяснять что-то в сотый раз. Уделите внимание каждому по отдельности, покажите, что их успехи вам небезразличны. «Маша, какое у тебя красивое платье! Кто его тебе купил?», «Артем, какой большой гараж ты построил! Даже грузовик в него поместится» — найдите повод для похвалы, и ребенок будет чувствовать себя немного особенным, это тоже важно. Воздействуйте на эмоции воспитанников. Формируйте в группе доброжелательный микроклимат, рассказывайте истории из жизни, читайте книги. Помогайте детям осознавать свои чувства и переживания: «Я понимаю, тебе грустно, что мама ушла, но она обязательно вернется. А пока давай посмотрим, какие игрушки у нас есть». Побуждайте малышей к сочувствию: «Миша упал, ему больно. Давайте его пожалеем». Чего нельзя делать категорически Публично обсуждать проступки и ошибки детей. Если вы хотите использовать какуюто ситуацию в воспитательных целях, рассказывайте о ней максимально отвлеченно, как будто герой истории — какой-то посторонний мальчик или девочка. Расскажите, что он или она сделали и к каким негативным последствиям это привело. Унижать малышей, кричать на них, обзывать и тем более бить. За это воспитатели могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности. Приходить в группу с плохим настроением. Дети очень восприимчивы к настроению педагога. Их привлекают веселые, улыбающиеся люди, а хмурых и недовольных они стараются избегать. Настроение влияет и на способы общения воспитателя, и на восприятие малышей, их готовность понимать и слушаться педагога. Найдите то, что поднимает вам настроение — может быть, это веселая музыка, психологические техники, небольшая зарядка, мысли о приятных делах, которыми вы займетесь сегодня, обещание награды после работы и пр. Если день не задался прямо с утра, используйте эти средства. Обсуждать внешний вид и поступки родителей или других взрослых в присутствии детей, даже если вам кажется, что они спят или заняты своими делами. Как правильно заставлять и запрещать Не заставляйте детей делать что-то, а попытайтесь заинтересовать их. Правила поведения в группе и гигиенические навыки прививайте через игру. Не объясняйте, а показывайте на своем примере. Не используйте резкий тон в общении. Даже замечания могут быть деликатными и доброжелательными. Не «ты делаешь всё неправильно», а «давай попробуем сделать так». Не «кому сказала, перестань прыгать!», а «когда ты прыгаешь, ты можешь упасть и удариться». Если что-то запрещаете, всегда объясняйте причину запрета. Бывает так, что родители придерживаются принципов свободного воспитания, и дети впервые сталкиваются с запретами только в детском саду. Не кричите на ребенка, а спокойно объясняйте, почему нельзя драться, опасно влезать на подоконник, какие могут быть последствия. Лучше всего запреты усваиваются через игру, мультфильмы или сказки. Реакцией ребенка на запрет может стать истерика, попытки добиться своего любой ценой. В этом случае лучше всего работает отвлечение. Предложите ребенку интересное занятие, покажите игрушку или начните рассказывать что-нибудь увлекательное. Правила общения воспитателя с родителями Каждый день вы готовитесь к занятиям, планируете игры и держите в уме режимные моменты. Точно так же стоит продумывать общение с родителями воспитанников. Прежде чем начать разговор о ребенке, мысленно проговорите всё, что вы хотите сказать, и какими именно словами. Не обвиняйте родителей, а выражайте обеспокоенность. Представьте их возможные реакции и подумайте, что вы скажете в ответ. Так в разговоре вы будете чувствовать себя увереннее и убедительнее. Не обсуждайте поведение ребенка в присутствии других родителей, всё общение с ними должно происходить наедине. Постарайтесь отойти в сторону, выйти из группы, если возможно, попросив младшего воспитателя присмотреть за оставшимися малышами. Тем самым вы показываете свое уважение и к ребенку и к его родителям. А заодно не даете родителям уронить ваш авторитет в глазах других детей, если разговор пойдет не по намеченному плану. Чтобы воспитательные меры имели эффект, родители и воспитатели должны придерживаться одинаковой позиции. Постарайтесь сформировать доверительные отношения, найти с родителями общий язык и согласовать принципы воспитания. Объясняйте им, что такой подход и в их интересах тоже. Используйте каждую минуту рядом с детьми и их родителями для взаимной пользы и пусть ваше общение будет приятным!