Содержание 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка 1.2.Цель и задачи программы 1.3.Основные принципы реализации программы 1.4.Планируемые результаты освоения Программы 2.Содержательный раздел 2.1. Формы работы по образовательным областям 2.2.Формы работы с детьми 2.3. Перспективно-тематический образовательный план 2.4.Взаимодействие с родителями 3.Организационный раздел 3.1.Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды 3.2.Описание материально-технического обеспечения программы 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка. Рабочая программа: «Приобщение детей к истокам национальной культуры. Народное творчество. Народный календарь» – это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей. Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет. Занятия проводятся со всей группой во второй половине дня 1 раз в неделю. Также программа охватывает разные виды детской деятельности. Продолжительность занятия 15-30 минут (в зависимости от возраста детей). Для проведения занятий используется групповое помещение, музыкальный зал, мини – музей «Русская изба». Срок реализации: 4 года. В основу данной программы заложена программа О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Кроме этого ее существенно дополняют методические пособия И.А. Лыковой «Народный календарь», «Игрушки изначальные». Данная программа эффективно содействует духовному и интеллектуальному развитию дошкольников и направленна на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, трудом русского народа по народному календарю, с поэтическим народным творчеством и направлена на воспитание интереса к народной культуре, устному народному творчеству, народным играм и промыслам. Программа построена на концепции познавательного развития, эстетического воспитания и развития художественно - творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 1.2. Цель программы: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством приобщения их к духовным ценностям русского народа, ознакомлению с историей, бытом, традициями и русскими народными промыслами. Задачи: ▪ ▪ ▪ ▪ ▪ Познакомить с культурой, бытом и традициями русского народа; Знакомить с различными образцами устного народного творчества, взятыми из литературных, этнографических, исторических источников и адаптированных для детей; прививать нравственные ценности, присущие русскому народу; Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России; Знакомить с народными традициями и праздниками, отражающими характер времён года, сезонные работы, повадки птиц и животных; Ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, познакомить с основами духовности народа и традиционного уклада жизни, а также с особенностями подготовки и проведения праздничных дней, пробудить чувство сопричастности к традициям нашего народа; 1.3. Основные принципы реализации программы. При создании Программы были учтены следующие принципы: 1. Принцип доступности: ▪ учет возрастных особенностей детей; ▪ адаптированность материала. 2. Принцип систематичности и последовательности: ▪ постепенная подача материала от простого к сложному; ▪ частое повторение пройденного материала. 3. Принцип дифференциации: ▪ создание предметно-развивающей среды для усвоения материала. 4. Принцип интеграции: ▪ позволяет использовать данную Программу как часть комплексной программы в дошкольном образовательном учреждении; 5. Принцип вариативности: ▪ дает возможность творчески использовать материал, подбирая методические приемы; 6. Принцип реалистичности: ▪ связь с жизнью. • • • • 1.4. Планируемые результаты освоения Программы Формирование устойчивого интереса у детей к истории и культуре нашего народа (знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные, название и назначение предметов русского народного быта, русские народные и музыкальнофольклорные игры, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы). Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов (называет их, узнает материал, из которого сделано изделие, умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов). Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами; Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию. 2.Содержательный раздел 2.1.Содержание работы по образовательным областям Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: • • • • Образовательная область «Познавательное развитие» продолжать знакомить с народной культурой прошлого (бытом русских людей); активизировать мыслительную деятельность, через разгадывание загадок, разрешение проблемной ситуации, через анализ пословиц и подбор подходящих пословиц к сказкам Образовательная область «Речевое развитие» работа по развитию речи; обогащение и активизация словарного запаса приобщать к словесному искусству русского народа через чтение художественной литературы; Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» • • • • • Воспитывать интерес к русской народной культуре приобщать к музыкальному искусству через русское народное творчество, знакомство с русскими народными инструментами. расширять и обогащать представления о традиционных народных игрушках; знакомить детей с традиционными народными промыслами; содействовать становлению эстетических чувств Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» формировать умение соблюдать отдельные элементы нормы и правила поведения в процессе образовательной деятельности; • • • • • • • • • воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма доброе отношение к окружающим; формировать умение переносить в игру правила безопасного поведения при участии взрослого; формировать безопасное поведение во время занятий. Образовательная область «Физическое развитие» обогащать двигательный опыт детей; развивать мелкую моторику рук; использовать здоровьесберегающие технологии Организация образовательного процесса по направлениям: «Русская изба» - знакомство с историей жилища, как феномена культуры, семейный, бытовой уклад и его связь с интерьером традиционного жилья простого народа. «Фольклор» - знакомство с русским народным творчеством русского народа: мифы, сказания, легенды, игры, песни, предания, загадки, поговорки, заклички, потешки, присказки. «Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство» - знакомство с различными промыслами и ремёслами, со способами изготовления посуды (керамика, деревянные изделия, плетёная посуда), ткачество и вышивка в быту, орнаментальное искусство, изготовление тряпичных кукол, глиняных игрушек «Природа родного края» - знакомство детей с русской природой, её значением в жизни человека и осознание бережного отношения к природе 2.2. Формы и методы работы с детьми: Беседы; • Занятия на основе метода интеграции; • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; • Посещение мини-музея «Русская изба»; • Выставки совместных работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду; • Дидактические игры; • Экспериментирование с различными художественными материалами; • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки; • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен; • Использование народных игр, в том числе хороводов. В программе используются следующие методы Словесные методы: рассказ, беседа о народных обычаях и традициях; вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек; использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы; интеллектуальные и дидактические игры. • • • • • • • • • • • • • • Наглядные методы: использование экспонатов, подлинных вещей; просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте Практические методы: разучивание русских народных песен и танцев; проведение русских народных игр; использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности; применение игрушек и изделий народных промыслов в самостоятельной игровой деятельности; представление кукольного театра; инсценировка сказок; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения. 2.3 Перспективно-тематический образовательный план Младший возраст Месяц НОД Сентябрь «Милости просим, гости дорогие». Первое посещение детьми «избы». Знакомство с её Хозяйкой. Октябрь «Чудесный сундучок» Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах. Ноябрь «Как у нашего кота». Знакомство детей с обитателем «избы» котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота». Декабрь «Сундучок Деда Мороза». Загадывание загадок о зиме, о Совместная деятельность 1. «Ходит сон близ окон». Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. 2. Беседа «Закружился листопад» 1. «Репка». Кукольный театр. 2.Знакомство детей с рукомойником. Повторение потешки «Водичка-водичка, умой моё личико». 3. Беседа «Дожди и лужи» 1 .Повторение потешки «Как у нашего кота». 2.Дидактическое упражнение «Похвали котика». 3.Игра с котёнком в катушку на ниточке 1.Беседа «Пришла зима» 2.Игровая ситуация Продуктивная деятельность 1.Тряпичная кукла «Пеленашка» 2. Аппликация «Листопад, листопад – листья по ветру летят». 1.Лепка « Репка на грядке» 2.Аппликация с элементами рисования «Дождь, дождь» 1.Знакомство детей с природным материалом – солома. Показ и изготовление игрушек из соломы. 1.Аппликация с элементами рисования зимней одежде. «Уж ты, зимушка-зима». «Оденем куклу на прогулку». 1.«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча». Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой 2.«Фока воду кипятит и как зеркало блестит». Знакомство детей с самоваром. «Гость на гость - хозяйке радость». Знакомство детей с медведем Мишуткой. 1 .Развлечение «Пришла коляда-отворяй ворота». Знакомство детей с Рождеством. 2.Дидактическая игра «Напоим куклу чаем». Март Хозяйкины помощники. Знакомство детей с предметами обихода -коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской. Апрель «Петушок -золотой гребешок». Знакомство детей с новым персонажем -Петушком. Разучивание потешки о петушке. Май «Трень -брень, гусельки». Знакомство с русским народным инструментом -гуслями. 1. Знакомство детей с Масленицей. 2.Нет милее дружка, чем родимая матушка». Этическая беседа «Моя любимая мама». 3.Беседа «Грустный снеговик» 1.«Приди, весна, с радостью». Разучивание заклички «Весна, весна красная». 2.Театрализованная деятельность по сказке «Заюшкина избушка». 3.Беседа «Зайкина шубка» 1.Кукольный театр по сказке «Кот, лиса и петух». 2.«Здравствуй, солнышко -колоколнышко!». Разучивание потешки про солнышко. 3.Прощание с «избой». Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с Хозяйкой до осени Январь Февраль 1. Показ на фланелеграфе сказки Л.Н. Толстого «Три медведя». 2.Беседа «Закружились, полетели вихри, вьюги и метели» «Снежинки – сестрички» 2.Лепка из солёного теста «Новогодние игрушки» 1.Рождественский венок. 2.Лепка из пластилина (солёного теста) «Крямнямчики (бублики, баранки, сушки) 1 Лепка посуды. 2.Рисование декоративное «Вьюга – завируха» . 1.Аппликация с элементами рисования «Ходит в небе солнышко» 2.Лепка – экспериментирование «Сосульки – воображульки» 1.Аппликация с элементами рисования «Ручеёк и кораблик» 1.Рисование .«Здравствуй, солнышко -колоколнышко!». Средняя группа Ноябрь Октябрь Сентябрь Месяц НОД Совместная деятельность 1.Дидактическая игра «Во саду ли, в огороде» 2.Разучивание потешки «Наш козел» 1.Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 2.Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок о фруктах и овощах 3. Беседа «Труд людей осенью» Продуктивная деятельность 1.Лепка овощей из соленого теста. Освоение нового метода лепки – сворачивание ленты в «розан» (вилок капусты». Раскрашивание овощей после высыхания 1.Коровушка и бычок. Знакомство детей с домашними животными. Разучивание потешки про корову и бычка. Знакомство со сказкой «Бычок черный бочок, белые копытца» 2.»Приглашаем в гости к нам». Игра – упражнение «Вежливое обращение к гостям». Разучивание потешки «А тари, тари, тари». 3. Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди» Повторение попевок и потешек о домашних животных 1.«Сошью Маше сарафан». Знакомство с женской русской народной одеждой. 2.»Золотое веретено» Знакомство с предметами обихода - прялкой и веретеном. 1. Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. 2. . Сюжетно ролевая игра «Магазин овощей». 3. Подвижная игра «Гуси -лебеди». 4. «Чудесный сундучок» Дидактическая игра «Кто спрятался?» (отгадывание загадок о домашних животных. 1.Художественное конструирование из соломы (или травы, ниток, мягкой проволоки) «Соломенный бычок» 2.Аппликация –мозаика «Тучи по небу бежали» 3.Лепка с элементами конструирования из природного материала «Петя – петушок, золотой гребешок» 1.Развлечение «Осенины». 2. Чтение сказки «Зимовье зверей» 3. П/и «Жмурки». 4.Беседа «Плоды и семена» 1. Изготовление украшений из плодов и семян «Бусы и браслеты» 1.Повторение песенки «Как на тоненький ледок». Загадки о зиме. 2.Заучивание колядок и стихов к празднику 3.Самостоятельный пересказ сказки «Зимовье зверей». 4. «Лисичка -сестричка». Пальчиковый театр по сказке «Лисичкасестричка и серый волк». 5.Беседа «Лёд» 1. «Одень зверей» Аппликация по готовым формам. 2. Рисование с элементами аппликации «Зайка серенький стал беленький» 1.»Сундучок Деда Мороза». Беседа «Подарки ДедаМороза». Разучивание заклички «Мороз, мороз, не морозь мой нос». 1. Развлечение «Рождественские святки». 2. Вечер зимних загадок. 3. П/и «Снежная крепость». 4. «Петушок - золотой гребешок». Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали Петушка». 5.Кукольный театр «Петушок и бобовое зёрнышко». 6.Беседа «Мороз и солнце – день чудесный» 1.Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения «Морозные узоры» 1. «Волшебные спицы». Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том откуда берётся шерсть (козья, овечья). 2. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая». Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины». 3. «Весёлые ложки». Знакомство с предметами обихода деревянными ложками. Загадывание загадок о животных. 1. «Лиса и козёл». Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Игра драматизация «Лиса и козёл». 2. Беседа «Закружились, полетели вихри, вьюги и метели» 1. «Сарафан для лисички». Ручной труд. Аппликация из шерстяных цветных ниток 2. «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!». Знакомство с праздником Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка». Февраль Январь Декабрь 1. «Здравствуй, Зимушка зима». Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок». 2. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей». Март Апрель 1. «При солнышке - тепло, при матушке добро». Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Составление рассказа «Какая моя мама». Пение песенок о маме. 2. «Лисичка со скалочкой». Знакомство с предметом обихода-скалкой. 1.«Праздники «Масленица» и «8 марта» 2. «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям. 3.Настольный театр «Лисичка со скалочкой» 4.Наблюдение «Грустный снеговик» 5.Беседа «Сосульки и кот Федот» 1. Изготовление кукол из ниток «Мартенички» 2.Лепка рельефная декоративная из пластилина или солёного теста «Цветы сердечки» 1. «Шутку шутить людей насмешить». 2. Заучивание заклички о весне. «Весна, весна поди сюда!». Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. 3.Рассказ о глиняной филимоновской игрушке свистульке. 1. «Небылица небывальщина». Знакомство с потешными дразнилками, небылицами Разучивание и придумывание небылиц. 2. Повторение заклички о весне. «Весна, весна, поди сюда!». 3.«Чудесный сундучок» Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий. 3. «Крошечка Хаврошечка». Просмотр мультфильма по Сказке «Хаврошечка» 4.Наблюдение «Первоцветы» 1.Декоративная лепка свистулек по мотивам народной пластики. 2.Коллективная аппликация из цветных лоскутков Май 1. Времена года. Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года. 2. «Волшебная палочка». Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «Колобок». 3. Прощание с «избой». Знакомство детей с новой сказкой (по выбору Хозяйки). 1. Русская балалайка. Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. 2. Игра с Колобком. 3.Беседа «Людские заботы» 1.Рисование дидактическое «Радуга – дуга, не давай дождя» Старшая группа Месяц НОД Совместная деятельность Продуктивная деятельность Сентябр ь 1. «Гуляй, да присматривайся». Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Сентябрь – Хмурень. Разучивание песенки -попевки «Восенушка -осень». 2. «Вершки да корешки». Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». 1. «Хлеб –всему голова». Беседа «Откуда хлеб пришёл?». Знакомство со Старинными орудиями труда цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. 2. «Октябрь пахнет капустой». Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных 1. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). 2. Дидактическая игра «Вершки да корешки». 3. Вечер загадок. 4. П/и «Гуси -лебеди». 5. Беседа «Праздник урожая» 1. Игровая ситуация «На обед винегрет». 2.Рисование по содержанию загадок и стихов «Загадки с грядки» 1. Знакомство с предметами обихода -деревянным корытцем, тяпкой. 2. Повторение попевки «Восенушкаосень». 3. Игра -драматизация по сказке «Заяц –хваста» Разучивание потешки «Зайчишка трусишка» 4.Беседа «Капустники – 1. «Угощенье знатное» Лепка кондитерских изделий из солёного теста. 2.Аппликация из осенних листьев «Осенние картины» Октябрь Ноябрь Декабрь Январь обычаях и праздниках (Покров – предания, традиции, заботы, приметы). 1. «Друг за дружку держаться - ничего не бояться». Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке. 2. Гончарные мастеровые. Дидактическая игра «Что как называется?». Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин». 3.Ноябрь – грудень. Рассказ о последнем осеннем месяце (погодные явления, приметы). 1.«Здравствуй, зимушка -зима!» Декабрь студёный. Беседа о характерных особенностях декабря с использованием пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз,Мороз, Мороз». 2. «Пришла коляда -отворяй ворота». Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки. 1. «Хороший город Городец». Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек. «Снегурочка» толоки» 1. Развлечение «Капустник». 2. Беседа о страхе Пальчиковый театр По сказке «У страха глаза велики». 3. «Знаешь ли ты сказки?». Литературная викторина по сказкам. 4. С/р игра «Магазин Кондитерских изделий». 5. П/и «Горшок» 1. Рисование по мотивам русских народных сказок. 1.«С новым годом со всем родом!». Беседа о традициях Празднования Нового года. Пение колядок. 2. «Новогодняя игрушка». Ручной труд. 3. «Проказы старухи зимы». Вечер загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». 4. Игра - драматизация по сказке «Лиса и рак». 5.П/и «Два Мороза». 1.Рисование декоративное «Волшебные снежинки» 2.Аппликация из фольги и фантиков «Звёздочки танцуют» 1. Развлечение «Рождественские святки». 2. «Гуляй, да присматривайся». Беседа «Январь – просинец» (характерные особенности января). 3. Просмотр мультфильма по сказке «Морозко». 4. «Лиса - обманщица». Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка - 1. Дидактическая игра «Составь узор». Составление узоров из готовых форм по городецкой росписи 2.Рисование с элементами аппликации «Начинается январь, открываем календарь» сестричка и серый волк». Февраль 1. «Гуляй, да присматривайся». Беседа «Февраль – бокогрей» характерные особенности февраля. Чтение сказки «Два Мороза». 2. «Ой ты, Масленица!». Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен. Март 1. «Нет милее дружка, чем родимая матушка». Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. 2. «Гуляй, да присматривайся». Беседа «Март – протальник» характерные признаки весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите». 1. «Шутку шутить -людей насмешить». Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях. 2. «Апрель ленивого не любит, проворного голубит». Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. 3. Беседа «Апрель – снегогон» (погода, приметы, традиции) Апрель Май 1. «Победа в воздухе не вьётся, а руками Самостоятельное Рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки». 2. Письмо Нафане. Составление детьми письма Нафане - другу домовёнка Кузи. Повторение обрядовых песен, посвященных Масленице. 3. Праздник «Ой ты, Масленица». 4. П/и «Горелки» .1. Повторение заклички о весне «Жаворонки, прилетели». 2. Праздник «8 Марта». 3. «Мудрёному и счастье к лицу». Прослушивание сказки «Семилетка». Загадывание загадок. 4. С/р игра «Моя семья». 1.Рисование с элементами аппликации «Весело качусь я под гору в сугроб» 1. «Небылица в лицах, небывальщина». Развлечение с русскими Народными небылицами. 2. «Весна, весна, поди сюда!». Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне». 3. Знакомство с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). 4. Красная горка. Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек. 5. Литературная викторина по русским народным сказкам. 1. Игра - драматизация «Каша из топора». 1. «Чудо -писанки». Рисование на объёмной Форме (скорлупе яйца). 2.Изготовление текстильной игрушки «Жаворонок – голубок» 1. Изготовление поделок в подарок маме. 2. Лепка из сдобного и солёного теста «Жаворонки – веснянки» 3. Рисование «Весна красна» 1. Коллективная аппликация из достаётся». Рассказ о войнах - защитниках Отечества. Чтение сказки «Каша из топора». 2. «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать». Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. 3.Беседа «Май – травень» (погода, приметы, традиции, обряды) 2. «Весна красна цветами». Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадок. 3.Кукольный театр по сказке Н.Павловой «Под кустом». 4.Прощание с «избой». Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. 5.Физкультурный досуг на основе русских народных игр. лоскутков «Русская изба». Подготовительная группа Месяц НОД Совместная деятельность Сентябрь 1.Восенушка -осень -сноп последний косим». Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. 2. «Хлеб –всему голова». Беседа о старинных способов уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. 3.Православные праздники: «Рождество Богородицы» Знакомство детей с христианскими преданиями, народными традициями, приметами 1.Повторение заклички «Восенушка -осень». 2. «К худой голове своего ума не приставишь». Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля». 3. Повторение пословиц и поговорок о хлебе. 4.Хлебосольные обряды – беседа о славянских обычаях. 5.Беседа «Бабье лето» Хозяйственные заботы и приметы. Октябрь 1. Повторение пословиц об осени. 2.П/и «Совушка -сова» 3.Наблюдения с детьми за погодой и природой в октябре и сопоставление с народными приметами. 1. «Октябрь -грязик-ни колеса, ни полоза не любит». Беседа о характерных приметах октября. 2. «Злое истребление». Рассказ о монголо - татарском нашествии и предания о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием. Продуктивная деятельность 1.Рисование натюрморта. «Снедь Московская: хлебы». 2.Народная кухня «Пшенично – овсяные хлебцы» 1.Народная кухня «Салат капустный с брусникой» 2.Покров – конец хороводам, начало посиделкам. Изготовление куклы помощницы «Мокредина» (шестиручка) 3.»Камень – град» Знакомство с легендами о строительстве Нижегородского кремля пограничной крепости Московского государства. 4.Православные праздники: «Покров» Знакомство детей с христианскими преданиями, народными традициями, приметами, заботами. Ноябрь Декабрь Январь 1. Синичкин день. Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки. 2. «Где живёт перо Жарптицы?». Знакомство детей с хохломской росписью и её традициями («Кудрина», «травка»). 1. «Большой урожай рябины – морозная зима». Пословицы и народные приметы о рябине. 2. Развлечение «Рябинник». 3. П/и «Жмурки». 4. Игра -викторина «Восенушка - осень» (пословицы, поговорки, загадки, заклички, песни, народные приметы). 5.Народный месяцеслов: приметы, пословицы, наблюдения в течение месяца. 1. «Зима -не лето,1 Повторение песенки В шубу одета». Беседа о «Как на тоненький характерных особенностях зимы. ледок». Использование русской 2. П/и «Два Мороза» народной песенки «Как на 3. Народный месяцеслов: тоненький ледок». приметы, пословицы, 2. «Снегурочка -внучка Деда наблюдения в течение Мороза» месяца. Чтение сказки «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н. А. Римского .Корсокова «Снегурочка» 3.Православные праздники: «Введение во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии» Знакомство детей с христианскими преданиями, народными традициями, обычаями, приметами. 1. «Пришла Коляда накануне 1. «Дело мастера Рождества». Беседа о боится». Чтение сказки рождественских праздниках, «Семь Симеонов». святочных гаданиях. Пение Дидактическая игра песенок. «Кому что нужно для 2. «Зимние узоры». работы». Повторение Знакомство с творчеством пословиц о труде и Вологодских кружевниц. мастерстве. 1. «Чудо -чудное, диво -дивное Золотая Хохлома». Рисование декоративной посуды по мотивам хохломской росписи. 1. «Мастерская Деда Мороза». Ручной труд: новогодние поделки. 2. Кукла «Берегиня – берестушка» 1. «Морозные узоры». Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения. 2.Народная кухня «Взвар с рисом» 3.Православные праздники: «Крещение Господне» (водосвятие). Знакомство детей с преданиями, обычаями, обрядами. 2. Развлечение «Пришла Коляда Накануне Рождества». 3. Народный месяцеслов: приметы, пословицы, наблюдения в течение месяца. 1. «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!». Беседа о Масленице. Пение песен, частушек. 2. Праздник «Ух ты, Масленица!». 3. Наблюдения с детьми за погодой и природой в феврале и сопоставление с народными приметами. 4.Чтение былин о русских богатырях. 1. «Живёт в народе песня». Беседа о русской народной песне. Разучивание песни «Ой, вставала я ранёшенько». 2. «Грач на горе – весна на дворе». Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. 3. Народный месяцеслов: приметы, пословицы, наблюдения в течение месяца. Февраль 1. «Гжель прекрасная». Знакомство с гжельским художественным промыслом. 2. «На героя и слава бежит». Рассказ о русских богатырях. 3.Православные праздники: «Сретенье Господне» Знакомство детей с преданиями, традициями. Март 1.«Сердце матери лучше солнца греет». Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. 2. Поэзия народного костюма. Рассказ о народном костюме 3.Март – протальник. Беседа о первом весеннем месяце (приметы, погода). Апрель 1. Красная горка. Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки». 2. «Путешествие на златогривой чудо – тройке». Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно – прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха. 1. «Шутку шутить – людей насмешить». Развлечение (докучные сказки, скороговорки, дразнилки, игры). 2.Повторение словесных и народных игр «Садовник», «Бирюльки». 3. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в грамзаписи) 4 Праздник «Пасха». 1. «Чудо – писанки». Рисование на объёмной форме (скорлупе яиц). Май 1. «Человек без Родины, что соловей без песни». Заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках. 1. Просмотр диафильмов о героях ВОВ. 2. Литературная викторина по русским народным сказкам. 1. Коллективное изготовление панно из лоскутков «Русская кухня». 1.«Гжель прекрасная». Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров. 2.Приготовление теста для блинов. 1.Рельефная тестопластика. Кулон «Сердечко» 2.Народная кухня «Пшеничные жаворонки» 2. Прощание с «избой». Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне 3.Православные праздники: «Вознесение Господне» Знакомство детей с преданиями, обрядами, традициями праздника. Игра – драматизация. 3. «Край родной, навек любимый». Экскурсия в лес. Русские подвижные игры на открытом воздухе. 4. Наблюдения с детьми за погодой и природой в мае и сопоставление с народными приметами 2.4.Взаимодействие с родителями по возрастным группам формы работы: • • • • • Индивидуальные консультации по русской народной культуре. Беседы. Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству. Привлечение к изготовлению костюмов. Участие в конкурсах и фольклорных развлечениях, досугах, посвященных народным праздникам. Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовит. группа Сентябрь 1.Сбор урожая на огородах. 2.Изготовление поделок из овощей. 3.Изготовление нарядов для игровой зоны «Ряжение». 1. Сбор урожая на огородах. 2. Поделки из овощей 1. Сбор урожая на огородах; ягод в лесу. 2. Сбор природного материала для поделок. 3. Участие в выставке «Самая интересная поделка из овощей». 1. Сбор урожая на огородах, ягод в лесу. 2. Заготовка природного материала для поделок и семян для подкормки птиц зимой. 3. Участие в выставке «Самая интересная поделка из овощей». 4.Наглядная информация «Русский фольклор осенью для развития детей 1. Консультация «Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей». 2. Участие в конкурсе детских поделок из природного материала 1. Участие в конкурсе поделок «Удивительное рядом». 2. Консультация «Приобретение детьми культурного богатства русского народа». Октябрь 1 .Участие в конкурсе поделок из природного материала «Удивительное рядом». 2.Наглядноинформационный материал «Русский фольклор и его значение в развитии 1.Участие в конкурсе детских поделок из природного материала «Удивительное – рядом» 2. Консультация «Устное народное творчество как выразительное ребёнка» средство в речевом развитии детей». «Удивительное рядом» 3. «Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» старинными вещами. 1. Участие в подготовке развлечения «Капустник». 2. Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». 3. «Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» старинными вещами. 1. Участие в развлечении «Рябинник». 2. Участие в игре 1. Разучивание с детьми стихов и колядок к праздникам. 2. Наглядная информация «Русский фольклор зимой». 3. Участие в конкурсе поделок «Мастерская Деда Мороза». 4. Помощь в организации Новогоднего праздника. 1. Участие в русской народной 2.Помощзь в организации праздника Нового года. 3.Наглядная информация «Русский фольклор зимой» 1. Участие в развлечении «Рождественские святки». 2. Изготовление атрибутов к развлечению. 3. Участие в выставке детских рисунков «Зимушка хрустальная». 1. Подготовка атрибутов к праздникам. 2.Участие в развлечении «Пришла Коляда накануне Рождества». 3.Участие в спортивном празднике. Ноябрь Изготовление атрибутов театрализованной деятельности по сказке «Репка». 1. Участие в развлечении «Осенины». 2. Наглядная. информация «Народный фольклор осени». Декабрь 1. Участие в конкурсе поделок «Мастерская Деда Мороза». 2.Консультация «Одежда по сезону» 1. Помощь в подготовке к Новому году. 2. Участие в конкурсе детских поделок «Мастерская Деда Мороза». Январь 1 .Помощь в подборе атрибутов. 2.Наглядноинформационный материал «Русский фольклор о зиме». 1. Участие в подготовке развлечения «Рождественские святки». 2. Изготовление атрибутов к развлечению. 3. Участие в вечере зимних загадок. 4. Наглядная информация «Русский фольклор зимы». Февраль 1.Фотовыставка «Мы играем». 2.Физкультурный досуг по русским народным играм « Папа и я – спортивная семья» 1. Вязание одежды для кукол из шерстяных ниток. 2. Физкультурный досуг «Папа и я спортивная семья». 3. «Бабушкин сундук». Помощь в пополнении русской «избы» старинными вещами. 1. Помощь в подготовке праздника «Масленица». 2. Участие в физкультурном досуге «Папа и я - спортивные друзья». 1. Участие в физкультурном досуге. 2. Участие в подготовке праздника «Ух ты, Масленица!». 3. Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». «Жаворонки», бублики. 2. «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям. 3. Участие в выставке детских рисунков «Весна - красна». 1.Заучивание с детьми пословиц, закличек, песен о весне. 2. Испечь пряники, бублики. 3. «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям. 1. Участие в развлечениях «Небылица в лицах, небывальщина», Красная горка. 2. Выращивание семян цветов. 3. Наглядная информация «Русский фольклор весной». 1. Участие в празднике «Пасха». 2. Выращивание семян цветов. 3. Наглядная информация «Русский народный фольклор весной». 1. Участие в физкультурном досуге. 2. Помощь в посадке цветочных клумб. 3. Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры 1. Участие в литературной викторине. 2. Помощь в оформлении цветочных клумб. Март 1.Участие в подготовке развлечения «Масленица». 2.Чаепитие за самоваром с мамами по русским народным традициям. 1. Участие в подготовке и проведении развлечения «Масленица дорогая наша гостьюшка годовая» Апрель 1.«Весенняя неделя добра». Изготовление скворечников; весенние поделки. 2.Наглядная информация «Русский фольклор весной» 1. Наглядная информация «Русский фольклор весной». 2. Выращивание самостоятельное семян цветов. 3. Участие в выставке детских рисунков «Пришла весна». Май Помощь в посадке цветочных клумб; оформлении детских участков. 1. Участие в организации чаепития. 2. Помощь в посадке цветочных клумб. 3. Прощальное чаепитие 3.1 Особенности организации предметно - пространственной развивающей среды Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В детском саду нами было выделено место и оборудовано в виде комнаты в русской избе, где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, лапти и т. д. В поисках старинных бытовых предметов участвовали не только сотрудники ДОУ, но и родители воспитанников. Обстановка избы предельно проста, что соответствует тогдашнему деревенскому образу жизни. Вдоль стены тянется лавка, над ней полки- полавочники. В углу обеденный стол, рядом находится прялка, установлена небольшая печь. Почти вся хозяйственная утварь , орудия труда сделаны из дерева, т. к. крестьяне занимались деревообрабатывающими ремёслами. Основной нашей задачей как педагогов стало введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому небольшая печь сделана из лёгкого дерева, её можно перемещать в другое место и обыгрывать с детьми. В старинном сундуке хранятся русские народные костюмы для мальчиков; расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда русских крестьянок для девочек. В обстановке убранства русской избы воспитатели знакомят детей с народными промыслами всей России. На полках размещены разнообразные произведения -предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.). Таким образом, в русской избе разместились: лапти, корзинки, коромысло; на столе -самовар; на полке -домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки -ухват, кочерга, веник -голик; на полках -предметы прикладного искусства. Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе поместили люльку с куклой-младенцем. Детей встречает Хозяйка избы. В будние дни Хозяйка встречает детей в традиционной домашней одежде русских крестьянок, а в праздники надевает расшитый сарафан и кокошник. Посещения избы детьми младшего возраста посвящаются знакомству с предметами быта, их названиями, предназначением, со способами действий с ними. В старших группах подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина - керосиновая лампа -электрическая лампа и пр. Кроме того, детей знакомят с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди -свечами и т. п.). Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки. Для организации НОД и самостоятельной деятельности в избе используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, лисичка, мишка). Впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми младшего возраста, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например персонажи кукольного театра. Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр. Система занятий в избе может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички. Чтобы донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, необходимы специальные наглядные средства. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды. 3.2. Материально-техническое обеспечение программы Учебно-методические пособия 1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Образовательная программа. 2. Куприна Л.С, Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством 3.И.А Лыкова, В.А. Шипунова Народный календарь (времена года). 4. И.А Лыкова, В.А. Шипунова Игрушки изначальные. 5. И.А Лыкова Проектирование образовательной области «художественно – эстетическое развитие» 6.О.В. Дыбина. Приобщение к миру взрослых 7.М.Ю. Картушина Русские народные праздники в детском саду 8.Т.С. Комарова Народное искусство в воспитании дошкольников 9. О.М. Ельцова Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций