Рабочая программа кружка пластилиновые чудеса

Содержание.
1.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
1.1.1. Цели и задачи программы.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
1.1.3. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы.
2.Содержательный раздел.
2.1. Содержание программы.
2.2. Методы и приемы.
2.3. Работа с родителями.
3.Организационный раздел.
3.1. Методическое обеспечение программы.
3.2. Место программы в режиме дня.
3.3. Учебно-тематический план.
3.4. Мониторинг результатов реализации программы.
3.5. Материально-техническое обеспечение программы.
Приложения.

1.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Каждый ребенок знает такой мягкий и податливый материал, как пластилин, который
может принимать заданную форму. Но не каждый знает о том, что из пластилина можно не
только лепить, с его помощью можно рисовать.
Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети обычно отдают
предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для всего всестороннего
развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию,
расширению кругозора. Примечательно, что рисовать можно не только с помощью красок,
карандашей или фломастеров, но и в такой нетрадиционной технике, как пластилинография.
Пластилинография – это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип
которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъемных предметов
на горизонтальной поверхности.
Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро
достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность малышей,
делает ее более увлекательной и интересной. В младшем возрасте дети осваивают
простейшие приёмы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это
даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте
и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной
формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное
соединение частей путём примазывания одной части к другой. Большое значение начинает
приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков
изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более
светлого оттенка, осваивают приём вливания одного цвета в другой.
Занимаясь пластинографией, дети получают знания, умения, навыки; также происходит
закрепление информации, полученные в непосредственно образовательной деятельности по
развитию речи, экологии, рисованию, осуществляется знакомство с миром разных предметов
в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются
возможности изобразительной деятельности детей. Занимаясь пластинографией с
дошкольниками, педагог решает не только практические, но и воспитательнообразовательные задачи: ребёнок учится познавать мир и осознавать себя своё место в нём,
единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности
детей.
Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и
расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное
мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном
овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы,
создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
У ребенка появляется возможность сделать картину рельефной, а значит, более
выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей,
увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Также рисование пластилином
позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки,
ракушки, каштаны, фасоль, семена подсолнуха, крупы) материалы.

1.1.1.Цели и задачи программы.
Цель программы – Развитие индивидуальных творческих способностей, мелкой моторики
детей дошкольного возраста, воспитание интереса к искусству в целом в процессе занятий
пластилинографией, организация совместного творчества детей и взрослых, поиск новых
способов художественного выражения.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 5-6 лет, 6-7 лет и реализует следующие
задачи:
•
•
•

•

•
•
•
•

Учить приемам работы с пластилином: раскатывание, скатывание, вытягивание,
размазывание, примазывание, надавливание, сглаживание поверхности и др.
Учить детей самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу,
длительность, направленность и др.
Учить создавать яркие, выразительные образы и изображения окружающего мира,
действительности посредством соединения двух цветов пластилина в один;
формировать целостную картину мира;
Учить инкрустировать работы различными дополнительными материалами (бусинки,
пайетки, перышки, зерна крупы, семя подсолнуха и проч.); использовать бросовый
материал (пробки от фломастеров, колпачки шариковых ручек, стержни, палочки и
проч.)
Развивать мелкую моторику, общую умелость рук, укреплять их силу.
Развивать координацию и согласованность руки и глаза.
Осуществлять постепенную подготовку руки к освоению навыка письма.
Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности Воспитывать
усидчивость, аккуратность, желанию доводить начатое дело до конца.

Задачи, стоящие перед ребенком:
- Освоить приемы надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой
пальца, сплющивания, правильную постановку пальца, научиться приему отщипывания
маленького кусочка пластилина и скатывания шарика;
-Научиться работать на ограниченном пространстве, не выходить за контур рисунка,
использовать несколько цветов пластилина, использовать вспомогательные предметы
(бусинки, семена, перышки и т. д).
- Научиться доводить дело до конца, аккуратно выполнять свои работы, выполнять
коллективные композиции вместе с другими детьми,
восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать пообразцу, по
словесному указанию;
- Самостоятельно решать творческие задачи, выбирать рисунок для работы;
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы.
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и
соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание
иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности – индивидуально - ориентированный подход и всестороннее
развитие личности ребенка.
3. Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с
игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
4. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.

1.1.3. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения программы.
После реализации рабочей программы в группе:
-подготовлен наглядно-информационный материал (консультации для родителей);
-оформлен фотоотчет о работе кружка «Пластилиновые чудеса»
Ожидаемые результаты по итогам реализации рабочей программы.:
1.Овладение детьми различными приёмами лепки (шарики,
размазывание) и активное использование лепных навыков
продуктивной деятельности детей

мазки, растирание,
в самостоятельной

2. У детей формируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей
и пальцев рук.
3.Воспитывается усидчивость, аккуратность в выполнении творческих заданий.
4. Дети активно
деятельности;

и

с

желанием

участвуют

в

разных

видах художественной

5. Дети используют разные способы выражения своего отношения к окружающему миру в
продуктивной деятельности;
6. Дети при создании изображения проявляют воображение, фантазию
7. Дети учатся воспринимать, сопереживать; высказывать свое мнение.
8. Дети могут передавать форму, цвет, настроение
9. Дети могут создавать при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых
предметов окружающего мира;
2.Содержательный раздел.
2.1. Содержание программы.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы,
сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждой встрече
подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.
Для решения поставленных задач, максимально использовались все анализаторы ребенка:
слуховой, зрительный, тактильный и т.д.
Встречи целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают
динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в
самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование
игр в обучении детей приемам пластилинографии помогает активизировать деятельность
детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память,
мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение,
образное мышление.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
– “Художественная литература”, где используются произведения познавательной
направленности.
– “Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя
знания детей об окружающем.
– “Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.
– “Познавательные” занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о
живой и не живой природе.

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики.
В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать
заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои
первые рисунки.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно:
сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям
контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать приемам пластилинографии нужно в
порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем
возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином. Так, для
получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.
Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в
другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на
основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного
пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового
колорита способствует развитию фантазии дошкольников. В зависимости от замысла
фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или
рельефной. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина
пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.
Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы
нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий.
Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными
инструментами. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать
пластмассовые шприцы без игл. А также использовать бросовый материал: колпачки,
стержни от шариковых ручек, фломастеров, зубочистки, пуговицы и др.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных или цилиндрических кусочков
либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.
В процессе обучения детей приемам пластилинографии не следует ставить перед
ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в
собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники.
Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, игры, отдыха.
Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками,
формирует чувство ответственности друг перед другом.
Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости,
поэтому в середине занятия необходимо проводить физкультурные минутки. Еще один
важный момент – благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и
детей. Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых
становится стимулом к творчеству.
При работе с пластилином предлагается следовать следующим рекомендациям:
•

Твердый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана,
(но не заливать кипятком).

•

•

•

•
•
•

Пластилин – материал объёмный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы
следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило
деформации основы при выполнении приёмов придавливания, примазывания,
сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов.
Чтобы работа со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с
нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет
избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при
помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном
случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается
влажной салфеткой, если ребёнок ошибся в изображении объекта.
Если работа выполняется в качестве подарка, например: «Букет для мамы», или для
оформления групповой комнаты, рекомендуется поверхность выполненной из
пластилина композиции покрыть бесцветным лаком. Пластилин под лаковой плёнкой
со временем твердеет, изделие становиться более яркими, с лакированной
поверхности легче убирать пыль.
На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для
рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы
первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
Работа с пластилином трудоёмкая, требует усилий, поэтому детям необходим
минутный отдых в процессе её выполнения в виде физкультурных минуток и
разминок.
В технике пластилинография можно создавать: цветы, растения, плоды, насекомых,
рыб, животных, жанры живописи и народно – прикладного искусства и многое
другое.

Этапы работы.
Работа по формированию навыков пластилинографии проводится в несколько этапов, на
каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи.
Подготовительная часть.
Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых
принадлежностей).
Вводная часть: беседа, мобилизация внимания, создание эмоциональной
заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности детей,
рассматривание образца.
Тактильно-двигательное восприятие, анализ объектов изображения (натуры или образца)
по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета
рисунка (в тематическом занятии).
Физкультурная пауза.
Основная часть.
Определение последовательности выполнения работ, методы и приемы обучения
(планирование деятельности).
Показ. Объяснение. Беседа по композиции и технике исполнения, предупреждение
возможных ошибок.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Обобщение деятельности; просмотр и развернутый анализ
работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и
достоинствах выполненных работ; оценка их детьми и педагогом.
2.2. Методы и приёмы.
При организации работы с детьми используются следующие методы и приемы:

-показ способов, уточнение приёмов выполнения работы взрослым с подробным
объяснением; поэтапный показ или показ с привлечением детей;
-использование литературного ряда (стихи, загадки, поговорки, и т.д.); фонограмм;
-игровые приёмы;
-индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность взрослого и ребёнка;
-обследование, рассматривание, наблюдение.
№ Тема встречи
1

2

3

2.3. Работа с родителями.
проведения Цель встречи

Форма
встречи
Ознакомительная беседа

Время
проведения
«Умелые пальчики»
Представить родителям Октябрь
программу
кружка
«Пластилиновые
чудеса».
«Мир на кончиках Консультация
для Рассказать родителям о Декабрь
пальцев»
родителей
взаимосвязи развитии
мелкой моторики и
речи детей.
«Это мы умеем»
Фотоотчет
для
Май
родителей
о
работе
кружка
«Волшебный
комочек»
3.Организационный раздел.

3.1. Методическое обеспечение программы.
Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.» - М.: ТЦ
Сфера,2009.
Г.Н.Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография». – М.: Издательство «Скрипторий
2003», 2015.
Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Анималистическая живопись». - М.: Издательство
«Скрипторий 2003», 2015.
Г.Н.Давыдова «Пластилинография. Цветочные мотивы». - М.: Издательство «Скрипторий
2003», 2015.
Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей». - М.: Издательство «Скрипторий 2003»,
2015.
3.2. Место программы в режиме дня:
Программа кружка составлена с учетом психофизиологических особенностей детей 5 – 6, 67 лет. Встречи проводятся во 2-ой половине дня с группой детей из 11 человек в
подготовительной к школе группе, группой из 8 детей в старшей группе, в не ущерб
времени, отведенному на дневной сон и прогулку, количество встреч в год – 30, при частоте
встреч -1 раз в неделю, длительность встречи в соответствии с возрастными особенностями и
требованиями СанПиН для старшей группы- 20минут, для подготовительной к школе
группы – 25-30 мин.
Список детей подготовительной к школе группы:
1.Алферьев Арсений
2.Афанасьев Велеслав

3.Колесникова Анастасия
4.Косимзода Мадина
5.Клевакин Андрей
6.Маленкина Ксенья
7.Мамонтова Алиса
8.Подковыркин Платон
9.Поздеев Данил
10.Сычев Алексей
11.Шляпников Лев
Список детей старшей группы:
1.Баженов Семен
2.Волкова Анна
3.Гарипов Алексей
4.Колесникова Софья
5.Клевакина Алина
6.Ландышев Данил
7.Черников Владимир
8.Сумая

3.3. Учебно – тематический план.
№ п/п

Содержание

Количество часов

Сентябрь

1.
Кленовый листочек
Осенние деревья

1
1
Октябрь

2.
Цвета радуги
Осенний букет
Сорокины подружки

1
1
1
Ноябрь

3.
Обитатели нашего края
Матрешки-подружки
Мимозы для любимых мам

1
1
1
Декабрь

4.
Зимующие птицы
Снеговик
Снегурочка

1
1
1
Январь

5.
Теремок
Чебурашка
Натюрморт из чайной посуды

1
1
1
Февраль

6.
Улица города
Такие разные коты
Самолет летит
Волшебные зонтики

1
1
1
1
Март

7.
Подснежники
Ежик наш колючий друг
Кактус в горшочке
Удивительная дымка

Апрель

8.

9.

1
1
1
1

Веселый клоун
Ракета
Душистый снег цветущих яблонь
Городец-удалец

1
1
1
1

Май
Мак
Золотая рыбка
Насекомые
Одуванчика цветы, словно солнышко желты
Всего часов:

1
1
1
1
30

Содержание занятий с детьми 5-6 лет.
№
Месяц
Название
п/п
занятия
1. Сентябрь Кленовый
листочек

Осенние
деревья

2.

Октябрь

Цвета радуги

Задачи

Материал

Закреплять приемы надавливания и
размазывания.
Учить смешивать различные цвета,
поддерживать желание доводить начатое
дело до конца. Развивать мелкую
моторику,
воспитывать
навыки
аккуратности.

Картон,
засушенный
кленовый
лист,
контур кленового
листа, пластилин,
стеки, доски для
лепки,
салфетки
для рук.
Картон с фоном
(верхняя
часть
голубого
цвета,
нижняя желтого),
размер
А4,
пластилин
коричневого
(черного)
цвета,
арбузные семечки,
простой карандаш.
Гуашь,
кисть,
стаканчик с водой,
осенние листья.
Картон
синего
цвета
с
изображение
солнца,
контура
дуги, размер ½ А4,
пластилин
красного,
оранжевого,
желтого, зеленого,
голубого, синего,
фиолетового
цветов,
салфетка
для рук, стека,
иллюстрация
с
изображение
радуги.
Плотные шаблоны
из картона в виде
листьев различных
пород деревьев и
плодов
осени;
пластилин, стека,
осенние
листья,
репродукция
картины
И.
Левитана «Золотая
осень»
Картон серого или
коричневого цвета

Вызывать у детей эмоциональное,
радостное отношение к яркой осенней
природе средствами художественного
слова, музыки, произведений живописи.
Продолжать знакомить детей с жанром
изобразительного
искусства
—
пейзажем. Обучать детей приемам
работы в технике «пластилинография»:
лепить
отдельные
детали
—
придавливать,
примазывать,
разглаживать
границы
соединения
частей. Учить использовать для работы
разно фактурный материал.
Упражнять детей в раскатывании
колбасок разного цвета примерно одной
толщины, разной длины прямыми
движениями обеих рук. Учить детей
изображать дугообразную форму радуги
и порядок цветов в ней.
Продолжать учить использовать стеку
для отрезания лишних концов при
укладывании радужных полос.
Развивать
чувство
прекрасного
(красивая разноцветная радуга).

Осенний
букет

Продолжить знакомить детей с одним из
видов изобразительной техники –
прямой
многослойной
фактурной
пластилинографией; развивать у детей
видение художественного образа и
замысла через природные формы,
развивать чувство цветовосприятия;
воспитывать
интерес
к
осенним
явлениям природы, эмоциональную
отзывчивость на красоту осени

Сорокины
подружки

Закрепление приёма- надавливания и
размазывания.

3.

4.

Ноябрь

Декабрь.

Учить передавать характерные черты
сороки через цвет, особенности строения
сороки (хвост). Учить дополнять образ
сороки различными дополнительными
деталями (семечки, крупа, перышки и т.
д.).
Воспитывать
чувство
сопереживания (приходить на помощь).
Обитатели
Расширить знания о природе родного
нашего края
края. Воспитание любви и бережного
отношения к обитателям родного края.
Учить создавать лепную картину с
изображением полу объёмных предметов
на
горизонтальной
поверхности,
закреплять приёмы надавливания и
размазывания,
учить
смешивать
различные цвета. Поддерживать желание
доводить начатое до конца. Развивать
мелкую моторику. Воспитывать навыки
аккуратности.
МатрешкиПознакомить детей с историей создания
подружки
русской
матрёшки,
закреплять
понимание взаимосвязи декоративноприкладного искусства и русского
фольклора; развивать умения отражать
характерные особенности оформления
матрёшки в нетрадиционной технике –
обратной
пластилинографии;
воспитывать интерес к народной
игрушке.
Мимозы для Учить детей лепить цветок мимозы из
любимых мам пластилина. Создавать точный образ
мимозы
путем
использования
разнообразных
способов
лепки
(раскатывание,
сплющивание,
скатывание, отщипывание, сворачивание
в трубочку). Использовать стеку для
придания пышности цветку, делать
надрезы на листочках. Развивать
творческие способности, усидчивость,
аккуратность, доводить начатое до
конца. Воспитывать художественный
вкус.
Зимующие
Расширять представления детей о
птицы
зимующих птицах, развивать умения
передавать свои наблюдения за живой
природой
в
художественноизобразительной
деятельности;
формировать навыки изображать птиц,
передавать
особенности
внешнего
облика; закреплять приёмы скатывания,
расплющивания,
примазывания,
соединяя прямую и многослойную
пластилинографию;
воспитывать
бережное отношение к природе.

½ А4; пластилин
черного и белого
цвета,
стека,
влажные салфетки,
доска для лепки.
Картон размера А3,
пластилин, стеки,
доски для лепки,
салфетки,
иллюстрации
с
изображением
диких животных и
птиц,
простые
карандаши,
трафареты
животных,
ножницы, клей.
Пластиковые
заготовки
с
контурным
изображением
Матрёшки;
пластилин; стека.

Белый
картон;
пластилин
(все
цвета),
стеки;
салфетки; картинки
с
изображением
цветов мимозы.

Плотный
картон
светлофиолетового
(голубого) цвета,
размер
'/2
А4,
набор пластилина,
салфетка для рук,
доска для лепки,
стека,
фотоиллюстрации с
зимующими
птицами.

Снеговик

Снегурочка

5.

Январь

Теремок

Продолжать
знакомство
с
нетрадиционной техникой изображения
– пластилинографией. Учить детей
передавать образ снеговика посредством
художественной
техники
пластилинографии.
Побуждать
к
самостоятельному
выбору
дополнительных деталей для своего
снеговика. Развивать умение и навыки в
работе с пластилином – отщипывание,
скатывание
колбасок
пальцами,
размазывание на основе, разглаживание
готовых
поверхностей,
развивать
мелкую
моторику
пальцев
рук.
Воспитывать
интерес
к
пластилинографии.
Добиваться реализации выразительного,
яркого образа, с опорой на жизненный
опыт
детей;
развивать
образное
мышление, умение использовать в
работе
нетрадиционную
технику
изображения – прямую контурную
модульную
пластилинографию;
развивать чувство формы, пропорций и
цвета; вызвать яркие эмоции в ожидании
праздника.

Развивать
у
детей
творческое
воображение.
Развивать умение создавать сказочные
здания, передавая особенности их
строения и архитектуры, характерные
детали.
Закрепить способы работы в технике
«пластилинография»:
раскатывание,
сплющивание,
выполнение
декоративных элементов. Побуждать
детей вносить объекты для изображения
в соответствии с темой и замыслом.
Чебурашка
Закрепить
технику
создания
изображения на плоскости в полу объёме
при
помощи
пластилина.
Учить
создавать целостность объекта из
отдельных
деталей,
используя
имеющиеся навыки: придавливания
деталей к основе, примазывания,
приглаживания
границ
соединения
отдельных частей. Развивать мелкую
моторику рук.
Натюрморт из Формировать эстетическое отношение к
чайной
бытовым
предметам
и
их
посуды
художественному
изображению
в
натюрморте. Закрепить представления
детей о натюрморте. Развивать у детей
чувство композиции, цвета — учить

Картон
голубого
(синего)
цвета,
размер А4, набор
пластилина, белая
яичная скорлупа,
стека,
игрушка
снеговик.

Плотный
картон
розового
(сиреневого
или
лилового) цвета с
силуэтом
Снегурочки, размер
А4;
блестки
и
бисер
для
украшения; кукла
Снегурочка
для
рассматривания;
стека.
Картон
(верхняя
половина голубого
цвета,
нижняя
желтого
или
коричневого),
размер А4, набор
пластилина, стека,
салфетка для рук,
иллюстрации
с
изображением
теремка.
Картон
светлых
тонов, размер А4,
набор пластилина,
салфетка для рук,
тарелочка с водой.
Игрушка
Чебурашка
для
показа.
Картон
синего
цвета ½ А4, набор
пластилина, стека,
салфетка для рук,
посылка
с
чайником и чайной

6.

Февраль

Улица города

располагать
элементы
узора
на
поверхности предмета. Упражнять в
выполнении работы в нетрадиционной
технике
исполнения
—
пластилинографии. Закреплять умение
соединять части изделия, заглаживая
места скрепления.
Дать
детям
представление
об
архитектуре города; развивать умения
растягивать пластилин по поверхности,
создавая рельефные объекты средствами
прямой и обратной пластилинографии в
сочетании с контурными и мозаичными
элементами, развивать мелкую моторику
рук;
воспитывать
коллективные,
дружеские взаимоотношения.

Такие разные Прививать
любовь
и
бережное
коты
отношение к «братьям меньшим».
Продолжать
знакомить
детей
с
анималистическим жанром посредством
пластилинографии. Учить передавать
строение
фигуры
кошки,
разное
положение
туловища
животного,
закрепить
приемы
изображения
предмета
из
отдельных
частей.
Закрепить умение использовать в работе
ранее
усвоенные
приемы
лепки
(скатывание,
оттягивание,
прищипывание, сглаживание границ
соединения).
Учить
смешивать
пластилин разного цвета для получения
нового оттенка.
Самолет летит Закрепить умение детей делить брусок
пластилина на глаз на две равные части,
раскатывать его прямыми движениями
ладоней. Учить детей составлять на
плоскости предмет, состоящий из
нескольких частей, добиваться точной
передачи формы предмета, его строения,
частей.
Дополнять
изображение
характерными деталями (окошками-

парой, баранки.

Картонные
шаблоны
домов
городской
архитектуры
и
живых насаждений
(деревьев, клумб и
цветов);
пластиковые
заготовки
с
контурным
изображением
машин; пластилин;
стеки;
незаконченная
композиция
«Улица города» с
проезжей частью
на цветном картоне
А1; иллюстрации,
художественные
фотографии, набор
открыток с видами
архитектуры
города.
Плотный картон
розового цвета
(любого светлого
оттенка), размер
1/2А4; набор
пластилина; салфетка
для рук; доска для
лепки; стека.

Картон
синего
(голубого) цвета с
силуэтами облаков
размером ½ А4,
пластилин серого и
желтого
цветов,
доска для лепки,
влажная салфетка.

7.

Март

иллюминаторами), используя знакомые
приемы
работы:
раскатывание,
сплющивание. Продолжать формировать
интерес детей к работе пластилином на
горизонтальной
плоскости
—
пластилинографии.
Волшебные
Закреплять умение и навыки в работе с
зонтики
пластилином
–
отщипывание,
скатывание
колбасок
пальцами,
размазывание на основе, разглаживание
готовых поверхностей. Побуждать в
самостоятельном
выборе
цвета,
сочетании
красок.
Активизировать
речь,
развивать
фантазию, глазомер, мышление, мелкую
моторику пальцев рук.
Подснежники Обучать
детей
воплощать
в
художественной
форме
своё
представление о первоцветах; развивать
умение изображать цветы при помощи
пластилина,
закреплять
умения
смешивать пластилин разного цвета для
получения
выразительности
образа
средствами
многослойной
пластилинографии, развивать чувство
формы и цвета; воспитывать бережное
отношение к природе.
Ежик
наш Учить изображать на плоскости «ежа»,
колючий друг моделируя его образ с помощью
пластилина
и
нетрадиционного
материала – семечек. Развивать умение и
навыки в работе с пластилином –
отщипывание, скатывание колбасок
пальцами, размазывание на основе,
разглаживание готовых поверхностей,
развивать общую и мелкую моторику
пальцев рук.
Кактус
в Развитие у детей представлений о том,
горшочке
как растения приспосабливаются к
климатическим
условиям
места
обитания.
Развивать
практические
умения и навыки детей при создании
заданного
образа
посредством
пластилинографии. Учить использовать
возможности бросового материала для
придания объекту завершенности и
выразительности. Продолжать знакомить
детей
со
свойствами
пластилина
Продолжать
знакомить
детей
со
свойствами
пластилина:
мягкий,
податливый,
способен
принимать
заданную ему форму.
Воспитывать
аккуратность в работе с пластилином.
Удивительная Продолжать
знакомить
детей
с
дымка
творчеством дымковских мастеров, с

Картон
с
изображением
зонта, размер 1\2
А-4
см;
набор
пластилина; доска
для лепки, влажная
салфетка для рук;
большой
настоящий зонт.
Картон
прямоугольной
формы (под рамку)
нежно-голубого
цвета; пластилин
разных цветов;
стеки; салфетки;
фотоиллюстрации с
первоцветами.
Картон
с
изображением
ёжика, размер А4;
набор пластилина;
доска для лепки,
стека;
влажная
салфетка для рук;
семечки; проектор,
слайд
с
изображение ежа.
Плотный
картон
желтого
цвета
размером 15 на 20
см,
набор
пластилина, набор
бусинок,
бисер
любого цвета и
размера, половинки
зубочисток, цветок
искусственный,
простой карандаш,
салфетка для рук,
иллюстрации
с
изображением
кактусов.
Картон
белого
цвета, размер А4 с

8.

Апрель

художественными
традициями
в
изготовлении игрушек. Расписывать
готовый силуэт пластилином, сочетая
оформление однородных по цвету частей
с узором в стиле дымковской росписи.
Самостоятельно выбирать элементы
узора для украшения кокошника и юбки
дымковской куклы-водоноски, сочетая в
узоре крупные элементы с мелкими.
Воспитывать
детей
на
народных
традициях,
показывая
народное
изобразительное искусство нераздельно
от устного народного творчества.
Веселый
Продолжать совершенствовать прием
клоун
размазывания по готовому шаблону,
учить использовать пластилин разного
цвета,
создавая
радостный
и
выразительный
образ;
развивать
глазомер, координацию обеих рук;
воспитывать
аккуратность;
активизировать словарь (веселый, клоун,
цирк,
веселит,
радует,
смешной,
веселый)
Ракета
Развивать мелкую моторику пальцев рук
при размазывании пластилина по
поверхности
деталей.
Побуждать
дополнять свою работу звёздами,
планетами, кометами и т. д. по выбору
детей. Воспитывать у детей проявление
индивидуальности.
Душистый
Развивать
у
детей
эстетическое
снег цветущих восприятие, любовь к природе, желание
яблонь
передавать ее красоту в своем
творчестве. Учить детей изображать
ветку цветущего дерева с помощью
пластилина.
Учить
создавать
композицию из отдельных деталей,
используя имеющиеся умения и навыки
работы с пластилином – раскатывание,
сплющивание, сглаживание. Развивать
мелкую моторику рук.
Городецудалец

9.

Май

Мак

силуэтом барыни –
водоноски, набор
пластилина, стека,
салфетка для рук,
дымковские
игрушки:
дымковский конь,
утка,
индюк,
барыня-водоноска,
барыня-няня.

Картон А4, набор
пластилина, стека,
паетки,
иллюстрации
о
цирке, несколько
мячей.

Картон
синего
цвета ½ А4, набор
пластилина, стека,
салфетка для рук,
иллюстрации
с
изображением
ракеты.
Плотный
картон
синего (голубого,
фиолетового,
лилового) цвета с
контурным
изображением
ветки;
набор
пластилина; стека;
салфетка для рук;
фото
или
иллюстрация
цветущей ветки.
Силуэт
разделочной доски
из желтого картона,
размер А4, набор
пластилина, стека,
салфетка для рук,
образцы
изделий
городецких
мастеров.

Продолжать знакомство с городецкой
росписью. Учить изображать элементы
росписи при помощи пластилина.
Развивать чувство композиции, умение
красиво располагать узор на заданном
силуэте. Закрепить умение смешивать
пластилин разного цвета для получения
нужного оттенка.
Развивать
интерес
к
народному
творчеству.
Развивать
у
детей
эстетическое Плотный
картон
восприятие окружающего мира, желание светлопередать красоту природных форм в фиолетового

Золотая рыбка

своем творчестве. Учить детей создавать
композицию из отдельных деталей,
использовать в работе возможности
пластичного материала: скатывать и
расплющивать пластилин, придавая ему
определенную форму, оттягивать и
прищипывать некоторые части объекта.
Закрепить умение пользоваться в работе
стекой: делить целое на части, наносить
штрихи. Развивать мелкую моторику
пальцев рук.
Закреплять умение изображать фигуры
способом
пластилинографии
на
плоскости, создавая изображение в полу
объёме. Добиваться выразительности и
необычности исполнения сказочного
образа посредством включения в его
оформление
бросового
материала.
Развивать аккуратность в работе с
пластилином. Воспитывать интерес к
произведениям А. С. Пушкина.

Насекомые 1. Помочь
научиться
создавать
выразительный образ насекомых.
2. Закрепить умения и навыки детей в
работе с пластилином – раскатывания,
сплющивание,
размазывание
используемого материала на основе
разглаживания готовых поверхностей.
Развивать мелкую моторику
Одуванчики
цветы, словно
солнышко
желты.

Учить детей создавать образы полевых
растений нашего края; закреплять
умения
детей
использовать
нетрадиционную технику изображения –
рисование пластилином.

(голубого) цвета,
размер 15×20 см;
набор пластилина;
стека; доска для
лепки;
влажная
салфетка для рук;
иллюстрация
с
изображением
маков.
Музыкальная
запись
«Звуки
моря»
плотный
картон
голубого
цвета
с
изображением волн
выполненным
на
предыдущем
занятии и силуэтом
рыбки,
набор
пластилина,
бусинка для глаза,
паетки,
стека,
салфетка для рук,
дощечки для лепки
на
каждого
ребенка.
Плотный
картон
белого цвета А4,
набор пластилина,
стека, доска для
лепки,
иллюстрация
с
изображением
насекомых.
Плотный
картон
белого
цвета;
иллюстрации
с
изображением
полевых
цветов;
салфетки влажные
для рук; пластилин
желтого и зеленого
цвета.

Мониторинг результатов реализации программы.
Данный вид диагностики не предполагает специальных форм и видов организации
детей, осуществляется в наблюдениях, во время индивидуальных и фронтальных занятий.
Диагностика проводится с целью эффективного построения занятия – кружка.
Показатели:

1. Творческая активность

а) Повышенный интерес, творческая активность — высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, новыполняет
работу по указанию педагога — средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания — низкийуровень

2. Сенсорные способности
а) Форма передана
точно. Разнообразие
цветовой
реальный цвет, выразительность изображения –высокий уровень.

гаммы, передан

Есть незначительные искажения. Отступления от краски — среднийуровень
в) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность — низкийуровень

3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность междупредметами
— высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами — средний уровеньв) Не
продуманно носит случайный характер — низкий уровень

4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность — высокий уровень
б) Ручная умелость развита — средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь — низкий уровень

5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает
тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства,
доводит начатое дело до конца — высокий уровень
б) Требует незначительная помощь — средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка истимуляция
— низкий уровень

6. Показатели технических навыков
раскатывание, скатывание

- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровеньб)
сплющивание

- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровеньв)
размазывание

- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
- Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровеньг)
использование других приемов и материалов в работе

- Выполняет самостоятельно — высокий уровень
- Требуется небольшая помощь — средний уровень
Выполняет действия с помощью педагога — низкий уровень
3.4. Материально-техническое обеспечение программы.
• Центр художественного творчества
Подбор необходимого материала и технических средств обучения. Материалы для
создания пластилиновой картины:

•

Картон (белый и цветной)

•

Набор пластилина

•

Салфетки для рук

•

Стеки

•

Доска для лепки

•

Бросовый и природный материал

•

Бусины, бисер, пайетки
• Зубочистки, трубочки, проволока
Приложение 1.
Основные приёмы:
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и
выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно
периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр.
Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо
получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить
раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом
его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что
необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого
соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему
нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его
оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой
при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно
можно удалить излишек пластилина.
Надавливание и размазывание. Важно научить детей прилагать усилие пальчиками.
Воспитатель показывает приемы, а при необходимости берет указательный пальчик
ребенка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном
направлении.
Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Смешивание пластилина
Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок.
В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном
случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим
количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот,
смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. На практике это
происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета,
предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик.
Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его
опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание
продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без
пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала
смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.

Приложение 2.
Таблица смешивания цветов:
Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого
Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого
Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного
Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого
Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого
Светло-зеленый (для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5
белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.
Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого
Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка
перемешивают, не допуская полного поглощения цветов.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в
другой. Можно воспользоваться двумя способами.
Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.
Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в
одном шарике и рисовать.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».