1
1. Паспорт программы профессионального развития кадров
Наименование
программы
Программа профессионального развития кадров (далее Программа
Разработчики
программы
Заведующий А.Г. Подковыркина
Старший воспитатель С.А. Яковчиц
Назначение
программы
Удовлетворение актуальных профессиональных потребностей
педагогов и обеспечение условий для включения педагогов в
творческий процесс
Цель
программы
Создание условий для обеспечения непрерывного профессионального
развития педагогов и формирования творчески работающего
коллектива педагогов –
единомышленников, обеспечивающих престиж образовательного
учреждения
Задачи
программы
• Создать систему непрерывного профессионального развития
педагогических кадров через использование активных форм
методической работы (сетевое взаимодействие, обучающие семинары,
открытые просмотры, повышение квалификации, прохождение
процедуры аттестации, участие в конкурсах
профессионального мастерства, наставничество).
• Способствовать формированию основных профессиональных
компетенций педагогов для эффективного применения
образовательных технологий.
• Обеспечить консультативно-методическое сопровождение
педагогов, основываясь на их потребности и выявленные проблемы.
• Совершенствовать умения педагогов планировать,
анализировать, обобщать и транслировать результаты собственной
деятельности на высоком уровне в
• педагогическом сообществе.
• Способствовать росту педагогического мастерства, развитию
инициативы и творческого потенциала педагогического коллектива в
целом.
• Поддержка и поощрение педагогов, проявляющих активность в
педагогической деятельности
Сроки
реализации
программы
2024 – 2025 гг.
Участники
программы
Педагогический коллектив
2
Ожидаемые
результаты
• Создание современной, гибкой системы непрерывного
профессионального развития педагогических кадров ДОУ.
• Устойчивый рост профессиональной компетенции педагогов,
повышение степени профессиональной удовлетворенности, развитие
индивидуальности, творческой активности, мотивации труда.
• Увеличение доли педагогических работников, реализующих
инновационные педагогические технологии, авторские программы,
принимающих участие в профессиональных конкурсах разных уровней.
• Применение ИКТ в воспитательно- образовательном процессе;
создание личных сайтов, страниц в интернете.
• Накопление передового педагогического опыта, распространение на
разных уровнях.
• Повышение престижа образовательного учреждения через рост
квалификации педагогических кадров.
Механизм
реализации
Разработка:
• диагностических карт профессионального мастерства педагогов;
анкетирования;
• индивидуального маршрута профессионального развития;
• рекомендаций по планированию, организации и проведению
образовательной работы с детьми;
• конспектов (технологических карт) мероприятий, проектов,
методических пособий;
Оформление портфолио педагога.
Система
организации
контроля
Текущий контроль: заведующий ДОУ, старший воспитатель
2. Актуальность
Главным условием развития системы дошкольного образования является наличие
профессионально-подготовленных педагогических кадров. Введение ФГОС ДО,
профессионального стандарта педагога предъявляет особые требования к системе
развития кадрового потенциала в ДОУ. Профессиональная деятельность педагога требует
постоянного обновления и совершенствования мастерства, развития имеющегося опыта,
повышения уровня своей компетенции. Знания интерактивных форм и методов обучения,
критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования,
диагностирования, умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а
также особенности и эффективность применяемых технологий и собственной
педагогической деятельности. Профессиональная компетентность представляет собой
интегральное профессионально – личностное качество, характеризующее способность
педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи,
возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с
использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и
наклонностей.
3
Проблемы:
- неготовность педагогов к внедрению новых технологий;
- недостаточная активность в профессиональном развитии.
Необходима систематическая работа с педагогами, направленная на повышение
профессиональной компетентности, профессионального роста.
Программа «Профессионального развития кадров» (далее Программа) направлена
на удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение
условий для включения педагога в творческий процесс.
3. Цель, задачи Программы
Цель: создание условий для обеспечения непрерывного профессионального развития
педагогов и формирования творчески работающего коллектива педагогов –
единомышленников, обеспечивающих престиж образовательного учреждения
Задачи:
• Создать систему непрерывного профессионального развития педагогических кадров
через использование активных форм методической работы (сетевое взаимодействие,
обучающие семинары, открытые просмотры, повышение квалификации, прохождение
процедуры аттестации, участие в конкурсах профессионального мастерства,
наставничество);
• способствовать формированию основных профессиональных компетенций педагогов
для эффективного применения образовательных технологий;
• обеспечить консультативно-методическое сопровождение педагогов, основываясь на
их потребности и выявленные проблемы;
• совершенствовать умения педагогов планировать, анализировать, обобщать и
транслировать результаты собственной деятельности на высоком уровне в педагогическом
сообществе;
• способствовать росту педагогического мастерства, развитию инициативы и
творческого потенциала педагогического коллектива в целом;
• поддержка и поощрение педагогов, проявляющих активность в поиске и освоении
новых педагогических идей.
4. Условия реализации:
1. Персональный подход к каждому педагогу. Важно выстроить индивидуальный
образовательный маршрут для каждого, с учетом потребностей, возможностей,
профессиональных интересов, уровня квалификации;
2. Формирование внутренней и внешней мотивации. Каждый педагог должен понимать,
зачем ему необходимо учиться и что он за это получит. Мотивом может служить
признание, уважение среди коллег и родителей. Финансовые поощрения в виде
наградного материала, возможность участия в городских конкурсах;
3. Создание комфортной, творческой, информационной среды;
4. Нахождение педагогов в квалифицированном сообществе опытных педагогов. Создание
условий для общения в деловых профессиональных кругах. Изучение нового через
практико-ориентированное взаимодействие с более опытными коллегами. Посещение
4
городских и районных методических объединений, семинаров, вебинаров, конференций,
профессиональных конкурсов.
Принципы реализации:
-принцип непрерывности профессионального развития педагогических работников;
-принцип уважения к личности педагога и учета его индивидуальных особенностей при
сохранении общих требований в рамках Стандарта педагога и стандарта;
-принцип партнёрства (предполагает определение круга актуальных и потенциальных
партнёров в образовательном пространстве детского сада, города, консолидацию их
усилий, обеспечение устойчивости развития за счёт системного эффекта взаимодействия);
-принцип саморазвития (определяет приоритетность актуализации внутренних
источников развития, интенсификацию развития, способность адаптироваться в
изменившейся ситуации);
-принцип целостности методического сопровождения (теоретическая подготовкапрактика-самообразование-профессиональное общение);
-принцип поддержки инициативы и творчества. Инициативность педагогов необходимый источник саморазвития всей образовательной системы и
профессионального роста самого педагога, особенно если он направлен на развитие
педагогического творчества;
-принцип системного контроля, самоконтроля и взаимоконтроля образовательной
деятельности педагогов.
Организованный системный контроль стимулирует профессиональный рост педагога.
Отбор форм и методов повышения квалификации обусловлен психологическими
особенностями познавательной деятельности взрослых. Процесс методического
сопровождения педагогов строится с учетом следующих требований:
• овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития;
• ориентации на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном
общении;
• ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости её
совершенствования;
• проблемного построения содержания семинаров-практикумов, требующих от
педагогов творческого синтеза мышления;
• использование таких форм и методов работы, которые носят исследовательский
характер и направлены на осмысление собственного педагогического опыта и творческую
его переработку
5. Анализ кадровых условий
Качество образовательной работы зависит от профессиональной характеристики
педагогов.
Педагогический коллектив ДОУ отличается стабильностью, постоянным развитием.
Коллектив представляет собой сочетание опытных и начинающих педагогов, что
позволяет сохранять и передавать традиции, способствует обмену опытом и увеличивать
ресурс работоспособности.
Штат сотрудников ДОУ обеспечен квалифицированными специалистами с высоким
образовательным цензом:
5
Уровень образования
Количество педагогов %
Высшее педагогическое
2
30
Среднее профессиональное
5
70
Первая квалификационная
категория
2
30
Соответствие занимаемой
должности
3
40
Без категории
2
30
С целью повышения профессионального мастерства педагогов в ДОУ осуществляется
наставничество, где педагогам оказывается практическая помощь по:
-изучению нормативно - правовой базы;
- ведению документации дошкольного учреждения;
-организации образовательного процесса в группе;
-формированию профессиональных навыков
-обучению формам и методам организации совместной деятельности воспитанников с
воспитателем;
-использованию новых образовательных технологий и разработок, как во время
организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах;
- выбору методической темы для самообразования;
- подготовке к аттестации.
Курсы повышения квалификации все сотрудники проходят своевременно.
6. Основные направления программы:
• психологическая и методическая поддержка,
• непрерывность профессионального развития
Обеспечение реализации Программы
Технические средства обучения: проектор, экран, ноутбуки, принтер.
Медиатека: необходимый дидактический материал; учебно-методическая литература.
7. Механизм реализации Программы:
1. Диагностический этап:
Анализ состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнение ООП ДО.
Уровень профессиональной компетентности педагогов, повышение их квалификации,
аттестации.
Разработка диагностических карт профессионального мастерства. Проведение
анкетирования, в результате которого выясняется, по каким направлениям воспитатель
хотел бы усовершенствовать свои знания, в чем заключаются трудности в
профессиональной деятельности.
Практический результат.
6
Разработка индивидуального маршрута личностного развития педагога. Написание
планов самообразования.
2. Практический этап.
В процессе практической деятельности происходит совершенствование теоретических
знаний и практических навыков; разнообразные формы позволяют передавать опыт,
знакомиться с новыми технологиями воспитания, образования и развития дошкольников;
система дополнительного образования предоставляет реальные возможности для
совершенствования профессионализма личности и деятельности
Практический результат. Рекомендации по планированию, организации и проведению
образовательной работы с детьми. Конспекты мероприятий. Разработка проектов,
методических пособий.
3. Аналитический этап.
Основное содержание объективная оценка уровня профессионализма, актуализация
потенциальных способностей и активизация внутренних резервов.
8. Система мероприятий на 2024-2025гг.
№
Мероприятия
Планируемый
результат
Ответственный
1
Совершенствование и утверждение локальных актов
учреждения, касающихся деятельности
сотрудников (правила внутреннего распорядка,
должностные
инструкции, коллективный договор, положения) в
соответствии с профессиональным
стандартом
Нормативные
документы
Заведующий
ДОУ
2
Разработка стратегии повышения
привлекательности ДОУ для квалифицированных кадров:
- привлечение к работе ДОУ молодых специалистов;
- комплекс мероприятий по стимулированию
педагогического труда работников учреждения (создание
условий для самореализации через профессиональные
конкурсы, фестивали,
стимулирование, обеспечение возможности
дальнейшего обучения, повышение квалификации,
Укомплектованность
Заведующий
ДОУ
3
Прохождение аттестации на более высокую
квалификацию); мероприятия по поддержанию кадров с
большим стажем работы (мероприятия по профилактике
профессионального выгорания, внедрение наставничества,
обеспечение возможности транслировать передовой
педагогический опыт).
Представление и награждение лучших работников
образования
4
Организация работы по повышению профессиональной
компетентности сотрудников ДОУ:
Высококвалифицированный,
стабильно работающий коллектив
Создание перспективного плана повышения квалификации
кадрами
Старший
воспитатель
Комиссия ДОУ
Повышение
квалификационной
категории педагогов
Старший
воспитатель
7
педагогов
Повышение квалификации не менее 1 раза в 3 года
Мероприятия по аттестации педагогических кадров:
- изучение нормативно-правовых документов,
регламентирующих процедуру аттестации педагогических
и руководящих работников,
- профессиональная переподготовка по профилю
деятельности «воспитатель». Систематизация банка
передового педагогического опыта.
5
Совершенствование форм методического сопровождения,
адаптации и становления молодых
педагогов.
Организация
наставничества
Старший
воспитатель
6
Обеспечить
Развитие конкурсного движения
Рост числа педагогов,
участвующих в
конкурсном движении
(повышение качества
участия,
деятельность на
результат)
Старший
воспитатель
7
Участие педагогов в конференциях, ГПО, семинарах
Систематизация и
обобщение
наработанного
педагогического
опыта на
разных уровнях
Старший
воспитатель
8
Развитие системы традиций. Организация мероприятий.
Создание
благоприятного
психологического
климата
Трудовой
коллектив
9
Совершенствование системы контроля
Формирование
системы в
соответствии с ОП
ДО,
Программой
развития МБДОУ
Старший
воспитатель
10
Овладение основами научного анализа собственного
педагогического опыта
Формирование
методической
копилки с
материалами
различной тематики
Педагоги ДОУ
9. Самообразование
Темы для самообразования педагогами подбираются с учетом индивидуального опыта
и профессионального мастерства. На основании накопленных материалов педагогом
проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение
полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами, что служит основой
8
корректировки программы самообразования на следующий год. Систематическая работа
по самообразованию позволяет сформировать обобщенную характеристику деятельности
педагога и позволяет обобщать и представлять на высоком уровне опыт работы в
педагогическом сообществе, использовать результаты деятельности при аттестации.
Направления методической деятельности по самообразованию педагогов:
помощь педагогу в выборе темы; сопровождение педагога по теме самообразования;
рекомендации по теме; представление результатов работы.
План работы педагога по самообразованию:
1. Выбор темы. Ее теоретическое изучение, изучение имеющего опыта
работы педагогов.
2. Сроки реализации.
3. Использование полученных теоретических знаний на практике.
4. Творчество воспитателя с выходом на положительные результаты:
открытые занятия, мастер-классы и т.д.
5. Оформление наработанных материалов
10.Сопровождение педагогов
В организации методического сопровождения педагогов по внедрению
инновационных форм, технологий с дошкольниками создана «Творческая группа» из
числа педагогов, обладающих умением анализировать, обобщать, проектировать.
Функции «группы консультантов»:
• совместно со старшим воспитателем разрабатывает структуру организации внедрения
технологий, инновационных форм с дошкольниками, план работы методических
мероприятий на учебный год;
• оказывает консультативную и методическую помощь педагогам;
• помогает в обработке и редактировании методических разработок;
• формирует в методическом кабинете подборку материалов по итогам проведенных
мероприятий;
• участвует в составлении аналитических справок и отчетов, мониторингов результатов
деятельности.
11. Наставничество.
В дошкольном учреждении сложилась определенная система по формированию
традиций наставничества, при поддержке которой молодой педагог постепенно
овладевает искусством общения, начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и
умения в практику работы с детьми и их родителями.
Направления:
• демонстрация опыта работы наставника и других коллег;
• оказание методической помощи молодому специалисту в повышении
уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
• изучение нормативно-правовой документации;
• помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план)
воспитательно-образовательной работы, план по самообразованию, мониторинг и т.д.);
применение форм и методов в работе с детьми;
9
• организация ООД, помощь в постановке целей и задач;
• использование здоровьесберегающих технологий во время ООД и других режимных
моментах;
• механизм использования дидактического и наглядного материала;
• углубленное изучение инновационных технологий;
• общие вопросы организации работы с родителями.
12. Портфолио педагога
Демонстрация успешности педагога как личности и профессионала, учет результатов,
достигнутых педагогам в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой,
социальной, коммуникативной; систематизация опыта, накопленного специалистом, его
знания, способ фиксации и накопления достижений осуществляется в
индивидуальной папке педагога, в которой фиксируются, накапливаются индивидуальные
достижения и достижения его воспитанников за определенный период времени.
1. Титульный лист: наименование ДОУ, Ф.И.О. педагога, должность.
2. Сведения об образовании (копия диплома).
3. Сведения о повышении квалификации (копии сертификатов).
4. Сведения о награждениях, поощрениях (грамоты).
5. Информация об участии в методической работе за учебный год.
6. Маршрут развития (планирование методических мероприятий на разных уровнях на
следующий учебный год).
7. Участие в конференциях, семинарах, городских методических объединениях,
педагогических чтениях (сертификаты, подтверждающие участие)
8. Участие в конкурсах, смотрах с воспитанниками (сертификаты, подтверждающие
участие).
9. Участие в профессиональных конкурсах (сертификаты, подтверждающие участие).
10. План работы по самообразованию.
Информационные папки педагогов хранятся в методическом кабинете, педагоги в
течение учебного года их пополняют, в мае месяце фиксируют результаты об участие за
год в информационном листе, анализируют, сопоставляют с тем, что планировали.
Результаты деятельности обсуждаются индивидуально с каждым педагогом старшим
воспитателем. Совместно определяется маршрут развития на следующий учебный годс
учетом достижений, потребностей педагога.
13. Ожидаемые результаты:
• создание современной, гибкой системы непрерывного профессионального развития
педагогических кадров ДОУ;
• устойчивый рост профессиональной компетенции педагогов, повышение степени
профессиональной удовлетворенности, развитие индивидуальности, творческой
активности, мотивации труда;
• увеличения доли педагогических работников, реализующих инновационные
педагогические технологии, авторские программы, принимающих участие в
профессиональных конкурсах разных уровней;
• применение ИТК в воспитательно-образовательном процессе; создание личных сайтов;
10
• накопление передового педагогического опыта, распространение на разных уровнях;
повышение престижа образовательного учреждения через рост квалификации
педагогических кадров.
14. Мониторинг деятельности по реализации Программы
Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогических
работников осуществляется на основе квалификационных характеристик должностей
работников образования и самооценки педагогической деятельности.
Мониторинг осуществляется через изучение опыта работы педагога, заинтересованности
в инновациях, овладения педагогическими технологиями, готовности к саморазвитию,
результатов участия в семинарах, практических занятиях, степени участия в повышении
квалификации.
Данные критерии учитываются при стимулировании труда сотрудников, как основы для
механизма взаимосвязи новой системы оплаты труда и уровня профессиональной
квалификации.
При проведении комплексной оценки качества профессиональной деятельности педагогов
выделено 3 критерия:
• Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования.
• Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к педагогической деятельности.
• Результативность образовательного процесса.
Индикатор
Наименование
методики
Объект
Периодичность
Ответственный
Соответствие содержания образовательного процесса целям дошкольного образования
Использование
Наблюдение за
современных
педагогической
образовательных деятельностью
технологий
Педагоги
1 раз в год (май) Старший
воспитатель
Деловые и личностные качества педагога, его мотивация к
педагогической деятельности
Участие в
творческой
группе по
проблемам
дошкольного
образования
Форма
фиксации:
карта
наблюдений
Осуществление
Анкетирование,
самообразования тестирование,
самооценка,
беседа
Педагоги
В течение
учебного года
Старший
воспитатель
Педагоги
В течение
учебного года
Старший
воспитатель
11
Результативность образовательного процесса
Реализация ОП
ДО в полном
объеме
Мониторинг
реализации
ОП ДО
Воспитанники
2 раза в год
Заведующий
ДОУ, старший
воспитатель
Обобщение и
презентация
педагогического
опыта
Форма
фиксации
(карта
наблюдений)
Педагоги
В течение
учебного года
Старший
воспитатель
Педагоги
1 раз в год (май) Старший
воспитатель
Удовлетворение Анкетирование
образовательных беседа
потребностей
детей, родителей
(законных
представителей)
12
13