Программа речевого развития

Содержание

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей 5-6 лет
1.5. Целевые ориентиры и планируемые промежуточные результаты освоения Программы.

Педагогическая диагностика.
II. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей,

Представленными в образовательной области «Речевое развитие»
2.2. Формы и методы развития речи
2.3. Комплексно-тематическое планирование.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
III. Организационный раздел
3.1. Организация материально- технического обеспечения Программы
3.2. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Речевое развитие - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Согласно ФГОС дошкольного образования «Речевое развитие включает владение речью
как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте».
Рабочая программа направлена на создание условий для развития ребенка, открывающих
возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками
и соответствующим старшему дошкольному возрасту видам деятельности; на создание
развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий
социализации и индивидуализации детей.
Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом
их возрастных и индивидуальных особенностей.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в
рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в
совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности
дошкольников. Стратегия современного обучения родному языку заключается в его
направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на
воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и
способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.
Данная рабочая программа по реализации задач в образовательной области «Речевое
развитие» составлена на основе обязательного минимума содержания по речевому развитию
детей дошкольного возраста с учетом ФГОС и ФОП ДО. В программе сформулированы и
конкретизированы задачи по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего
возраста (5-6 лет). Программа реализуется на русском языке, государственном языке
Российской Федерации.
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. N 1155);
- «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
(приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 года № 373 г. Москва);
- СП 2.4.3648 – 20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 года №28).
- Уставом МБДОУ «Детский сад № 2 «Колосок»
- Общеобразовательной программой «Детский сад № 2 «Колосок»
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель: Создание условий для овладения нормами и правилами родного языка и развитие языковых

способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать коммуникативно-речевые умения.
2. Развивать все компоненты устной речи детей (лексическую сторону, грамматический строй
речи, произносительную сторону речи; связную речь - диалогическую и монологическую
формы) в различных формах и видах детской деятельности;
3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
4. Формировать целостную картину мира, в том числе первичные ценностные представления;
5. Развивать литературную речь. Развивать образность речи и словесное творчество.
6. Приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие и
эстетический вкус.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решение разных, но
взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую,
лексическую, грамматическую), и, на их основе, на решение главной задачи — развитие связной
речи.
Программа основывается на принципах:
принцип преемственности - решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры,
формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи)
осуществляется, прежде всего, поступательно, поскольку постепенно усложняется материал
внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь;
- принцип взаимосвязи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматической
стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых
явлений;
-принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и
явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку,
данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых
слов, подбор синонимов и антонимов) и нелингвистических средств (изобразительные средства,
невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей
действительности);
-принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в
подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи
детей;
-принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в
процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных
условий своевременного речевого развития ребенка - это не только говорение, но и слушание,
восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой
практики всех детей в разных видах деятельности;
Большинство занятий построено по тематическому принципу, упражнения и высказывания
детей начинают, продолжают, и развивают одну тему.
Задачи определяют содержание обучения, методы и выбор форм организации обучения.
1.4.Возрастные особенности детей 5-6 лет.
У детей 5-6 лет продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая
сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении
стихов в сюжетно- ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все
части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно
используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать,
картинке, передавая не только главное, но и детали.

рассказывать

по

1.5. Целевые ориентиры и планируемые промежуточные результаты освоения

Программы
Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе
завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка,
высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и
непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования
(необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации,
отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат)
делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных
образовательных достижений и обусловливают необходимость определения
результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности
дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к
условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают
формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на
этапе завершения ими дошкольного образования.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие
социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- Целевые ориентиры образования в раннем возрасте.
- Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
•

•

•

•

•

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре,
общении,
познавательно-исследовательской
деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,
старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами
игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

•

•

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе,
о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.

Планируемые промежуточные результаты для детей старшей группы ( от 5 до 6 лет)
-Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых
писателей. Может выразительно, связно и последовательно рассказать небольшую
сказку, может выучить небольшое стихотворение
-Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. Составляет по
образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно
пересказывает литературные произведения
-Определяет место звука в слове. Сравнивает слова по длительности. Находит
слова с заданным звуком
-Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие,
использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет
подбирать синонимы.
Данные
показатели
(промежуточные
планируемые
результаты
освоения
образовательной области «Речевое развитие») используются для оценки индивидуального
развития детей, которая производится педагогическим работником в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Педагогическая диагностика позволяет своевременно выявить успешные и
проблемные области (зоны) в развитии каждого ребенка,
организовать
мероприятия по коррекции выявленных проблемных зон.
Диагностика осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми
в повседневной жизни или в процессе непрерывной образовательной деятельности.
Педагогическая диагностика (мониторинг детского развития) проводится два раза в
год (в сентябре и мае). Данные о результатах педагогической диагностики заносятся в
диагностические карты развития детей в рамках образовательной программы

2. Содержательный раздел
2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития
детей, представленная в образовательной области «Речевое развитие».
Развитие речи
Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения.
Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для

рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки, марки,
монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала),
иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных
художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края,
Москвы, репродукции картин.
Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми
разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации
(телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и
т.д.).
В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения
вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент).
Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи:
убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными,
обозначающими профессии, названия техники, предметы бытового окружения;
прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями,
обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый - снег,
сахар, мел), слов со сходным значением (шалун – озорник - проказник), с
противоположным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно).
Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.
Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и
звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с —ш, ж —з, л — р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в
слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в
предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные
с существительными (лягушка - зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную
постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять
возможность самостоятельно ее исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница;
масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь —медведица—
медвежонок— медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал —
перебежал).
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в
именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении;
прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение
пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу.
Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать
свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую форму речи.
Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки,
рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании
сюжетной картины,
составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать
свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на
тему, предложенную воспитателем.
Подготовка детей к обучению грамоте. Формировать у детей умение производить
анализ слов различной звуковой структуры, выделять ударение и определять его место в
структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки, правильно употреблять
соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и
звуковым составом слова.
Художественная литература. Продолжать развивать интерес детей к художественной
литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения;
запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших
произведений (по главам), формировать положительное эмоциональное отношение к «Чтению
с продолжением».
Развивать интерес к произведениям познавательного характера.
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным
произведениям.
Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного
персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям
жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений, формировать представления
о композиционных, языковых особенностях произведений.
Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее
яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить
вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать
в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление
книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и
тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.
2.2. Формы и методы развития речи.
Методы развития речи:
Наглядные: непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе,
экскурсии);
- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание
игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
Словесные: - чтение и рассказывание художественных произведений;
-заучивание наизусть;
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал
Практические: (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки,
дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры).
Средства развития речи:
- общение взрослых и детей;
- художественная литература;
- культурная языковая среда;
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- обучение родной речи на занятиях;
занятия по другим разделам программы.

Формы речевого развития:
диалог, монолог, беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие
пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами,
ситуативные разговоры, сюжетные (в т.ч. режиссерские) игры, речевые тренинги,
рассказывание, чтение, обсуждение,
разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные
игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и т. д.)
Способы речевого развития:
- речевое сопровождение действий;
- договаривание;
- комментирование действий;
- звуковое обозначение действий.
Образовательный процесс реализуется не только в образовательной деятельности,
но и в совместной деятельности взрослого и ребенка, что дает возможность снизить
учебную нагрузку и позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям,
индивидуальную работу. Гармоничное сочетание индивидуальных, подгрупповых и
фронтальных форм организации непрерывно образовательной и совместной
деятельности обеспечивает их инновационность и целостность.
2.3. Комплексно-тематическое планирование в приложении к программе. В комплекснотематическое планирование в процессе реализации программы могут быть внесены
дополнения и изменения.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса.
Воспитательно-образовательный процесс выстраивается с учётом контингента
воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа
родителей. Построение образовательного процесса основывается на адекватных
возрасту формах работы с детьми.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы)
используется занятие как дидактическая форма учебной деятельности.
Образовательный процесс выстраивается на основе комплексно-тематического
принципа с учётом интеграции образовательных областей ОП ДО. Темы помогают
организовать информацию для детей оптимальным способом, расширяют
возможности детей в проектной и экспериментальной деятельности. Тема периода
предполагает интеграцию всей образовательной деятельности и помогает избежать
дробления детской деятельности по образовательным областям. Во всех возрастных
группах вводятся похожие темы, что обеспечивает единство образовательных целей и
преемственности в детском развитии на каждой возрастной ступени.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет
учитывать специфику ДОУ и органично вводить региональный компонент. Тема
отражается в организации предметно-пространственной среды группы и ДОУ в целом.
Организация образовательного процесса в образовательном учреждении
регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и
режимом учебных занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным
учреждением самостоятельно» /Ст. 15(1) Закона РФ «Об образовании». Учебный год
начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая.

2.4.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Основные цели и задачи
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных
взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей

(способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций,
связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и
понимание, на участие в жизни детского сада.
Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в
отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга,
научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных
партнеров, сотрудников.
Содержание работы с семьей по речевому развитию.
«Речевое развитие»:
- доказывать родителям ценность домашнего чтения;
- показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
- Тема недели
Традиционные и нетрадиционные формы и методы речевого развития.
- групповые собрания;
- индивидуальные беседы;
- консультации;
- анкетирование;
- наглядная агитация (папки-передвижки, памятки, методическая литература);
- открытые занятия с детьми;
- День открытых дверей;
- приглашение родителей на речевые театрализованные праздники;
совместные мероприятия
- интерактивные выставки;
- викторины, конкурсы;
- проектная деятельность;
- презентации;
3.Организационный раздел
3.1. Организация материально- технического обеспечения Программы
Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в
центре речевого развития для групп старшего дошкольного возраста
1. Звуковая культура речи.
- пособия для развития физиологического дыхания и направленной воздушной струи:

дыхательные тренажеры, свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары, мыльные
пузыри, разноцветные перышки, сухие листочки, лепестки цветов, султанчики,
бумажные игрушки- самоделки (бабочки, птички), бумажные полоски, игрушкивертушки, комочки ваты;
- материалы для развития слухового восприятия (ширма, музыкальные инструменты,
звучащие коробочки с разными наполнителями (крупы, семена), предметы
изготовленные из различных материалов (пластмассовые, керамические,
металлические и т.д.);
- аудиотека с записью голосов природы;
- дидактические игры;
- картинный материал слов-паронимов (коза-коса, касса-каша, мишка-мышка и т.д.);
- логопедический альбом для обследования звукопроизношения;
- логопедические альбомы для автоматизации и дифференциации звуков
(свистящие, шипящие, сонорные);
- предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации
свистящих, шипящих, сонорных звуков;
- предметные картинки для уточнения произношения гласных и согласных звуков;

- Звуки в картинках;
- мелкие игрушки (птицы, насекомые, животные, транспорт) для упражнений со

звукоподражанием с целью развития мышц губ и языка;
- настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков;
- картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих и
сонорных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки,
короткие тексты на данные звуки);
- картотека словесных и коммуникативных игр на свистящие, шипящие и сонорные звуки;
- игровой материал для работы по формированию навыков звукового и слогового
анализа и синтеза (схемы, фишки);
- комплект предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической
гимнастики;
2. Лексика
- предметные картинки по лексическим темам (овощи, фрукты, деревья, животные,

посуда, одежда, мебель, транспорт и т.д. (усложняя подбор картинок согласно
возрасту);
- сюжетные картинки по лексическим темам;
- схемы описания предметов;
- картинный материал слов-антонимов, слов-синонимов;
- картинный материал для понимания временных отношений, пространства;
- подбор сюжетных картинок для формирования словаря глаголов;
- набор картинок отображающих многозначность глаголов;
- набор картинок для образования прилагательных от существительных (варенье из
яблок - яблочное и т.д.);
- набор картинок существительных уменьшительно-ласкательных форм;
- набор картинок приставочных глаголов.
3. Грамматический строй речи.
- набор картинок существительных и глаголов единственного и множественного

числа (д/и Один- много);
- набор картинок на согласование существительных с числительными (д/и Сосчитаем до
пяти);
- набор картинок имен прилагательных различных форм (большая, большой, большое);
- сюжетные картинки для составления предложений разных видов (простые,
сложносочиненные, сложноподчиненные);
- набор картинок для понимания и правильного употребления предлогов.
4. Связная речь.
- сюжетные картинки (природоведческие, социальные и сказочные сюжеты);
- серии сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности;
- предметные и сюжетные изображения, вырезанные по контуру, для работы на коврографе;
- условные заместители для моделирования сказок, рассказов;
- картотека загадок, пословиц, скороговорок, стихов, чистоговорок, рифмовок;
- альбомы по знакомым сказкам (иллюстрации к сказкам, детские рисунки по

мотивам сказок, планы, схемы).
5. Развитие тонкой моторики рук:
- плоскостные изображения предметов и объектов по лексическим темам для

обводки, ощупывания;
- д/и Разрезные картинки;
- д/и Составь предмет из частей;
- пальчиковые бассейны с различными наполнителями (желудями, фасолью, орехами);
- массажные мячи;

- мозаика;
- конструкторы;
- коробка с семенами для сортировки;
- игрушки-шнуровки;
- игрушки- застежки;
- прищепки разных размеров;
- предметы для нанизывания;
- счетные палочки для выкладывания фигур;
- цветные нити;
- Волшебный мешок;
- предметы для самомассажа: грецкие орехи, деревянные шары, карандаши;
- волчки;
- веревки с узелками;
- раскраски;
- картотека пальчиковых игр и упражнений для самомассажа.

3.2.Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Соломатина Г.М., Рукавишникова Е.Е. Занятия по развитию речи детей 5-6 лет . ТЦ «Сфера» 2018г.
2. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Детство-пресс 2015г.
3.Скоролупова О.А. Тематическое планирование образовательного процесса в ДОО.
4. Павлова О.В. Познание предметного мира. Волгоград


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».