Примерное календарно-тематическое планирование работы по формированию культуры безопасности у детей для подготовительной к школе группы на 2023-24 уч. год. Названия разделов. Адаптационн ый период Природа и безопасность. Тема программы Правила сбора растений и грибов Стр. Безопасность на улице Правила дорожного движения Безопасность в общении Контакты с незнакомыми людьми на улице Безопасный дом Безопасность в помещении Цели и задачи Формировать у детей систему знаний об источниках опасности, учить проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасных ситуациях. Формировать систему знаний об источниках опасности и средства их предупреждения. Рассказать детям о пользе съедобных ягод и опасностях, связанных со сбором незнакомых растений. Помочь детям сформулировать элементарные правила поведения в природе, связанные со сбором растений. Учить детей по внешним признакам различать грибы, называть их, понимать опасность использования в пищу несъедобных грибов. Учить соблюдать правила личной безопасности, нормы поведения, безопасного для себя и природы, проявлять осторожность и предусмотрительность. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить анализировать действия участников дорожного движения, формировать представления об опасных ситуациях на дороге. Обогащать представления детей о транспортных средствах, о назначении различных видов транспорта, о специальном транспорте. Закрепить знания о правилах поведения в транспорте. Продолжать знакомить с работой светофора, с правилами перехода улицы. Формировать у детей представления о безопасном маршруте движения от дома до детского сада. Рассмотреть и обсудить с детьми различные ситуации контактов с незнакомыми людьми на улице. Учить адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, способствовать овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Учить видеть потенциальную опасность ситуации. Учить детей видеть потенциальную опасность, которую могут представлять определенные места квартиры. Учить соблюдать правила личной безопасности, проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасных ситуациях. Формировать компетенции безопасного поведения, на основе анализа проблемных ситуаций выработать алгоритм действий. Формировать умение действовать по инструкции, способствовать автоматизации выполнения соответствующих действий. Ориентировоч ные сроки освоения. 1-2 недели сентября 3-4 недели сентября 4 неделя сентября 2 неделя октября 3 неделя октября Безопасность в общении Один дома Безопасность в помещении Пожарная безопасность дома Природа и безопасность Безопасность у водоемов зимой Безопасность на улице Безопасность на игровой площадке в зимний период Природа и безопасность Природные явления в зимний период и безопасность Дошкольник и старшие дети Безопасность в общении Безопасность в помещении Безопасность в общественных местах Актуализировать и дополнить знания детей о том, как необходимо вести себя дома, обсудить, как вести себя в конкретных ситуациях. Формировать осторожность и осмотрительность, навыки безопасного поведения в различных ситуациях. Учить детей соблюдать правила личной безопасности, нормы поведения, безопасного для себя и окружающих людей, проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасных ситуациях. Помочь детям освоить алгоритм выполнения действий при пожаре, способствовать автоматизации соответствующих действий. Учить набирать номера экстренных служб, сообщать необходимую информацию, называть домашний адрес. Обогащать знания детей о сезонных изменениях в природе, напомнить правила поведения у водоемов, покрытых льдом. Учить анализировать ситуацию, формировать способность выявлять источник опасности, определять категорию опасной ситуации, выбирать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения. Познакомить детей с опасными ситуациями, возникающими при выходе на лед. Учить оценивать свою деятельность с точки зрения ее безопасности для себя и окружающих. Познакомить с безопасными способами передвижения в зимний период. Продолжать знакомить с потенциально опасными ситуациями, связанными с погодными условиями зимы, учить избегать их. Помочь детям сформулировать правила безопасного поведения на игровой площадке, на катке, на горке. Воспитывать осмотрительность, осторожность. Учить детей узнавать и описывать природные явления, которые могут вызвать опасные ситуации. Познакомить детей с понятием «обморожение», рассказать о его симптомах и правилах первой помощи, сформулировать и закрепить правила поведения в мороз. Сформулировать правила безопасного поведения в играх со снегом Учить выявлять источник опасности, определять категорию опасной ситуации, выбирать программу действий на основе освоенных ранее моделей поведения. Уточнить представления детей об опасных ситуациях, в которых они могут оказаться по вине старших товарищей, понимать последствия поступков. Учить говорит «нет», если старший приятель пытается вовлечь в опасную ситуацию. Формировать способность управлять своим поведением, руководствоваться требованиями со стороны взрослых, элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения. Формировать умение договариваться, избегать конфликтных ситуаций. Познакомить детей с обобщающим понятием «общественное место», актуализировать о дополнить знания о правилах поведения в общественных местах. Учить соблюдать правила поведения, правила личной безопасности, проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасных ситуациях. 4 неделя октября 1-2 недели ноября 3 неделя ноября 4 неделя ноября 1 неделя декабря 2 неделя декабря 3-4 недели декабря Безопасность в помещении Потенциально опасные предметы Природа и безопасность Природные явления в зимний период и безопасность Безопасность на улице Безопасность на игровой площадке в зимний период. Природа и безопасность Контакты с домашними животными Безопасность в общении Я ничего не боюсь Безопасность в общении Я и моя семья Безопасность в помещении Безопасность в общественных местах Актуализировать знания детей о предметах домашнего быта, которые могут быть источником потенциальной опасности, напомнить правила безопасного обращения с ними. Учить соблюдать правила личной безопасности, проявлять осторожность и предусмотрительность в обращении с ними. Формировать навыки безопасного поведения, продолжать знакомить с элементарными способами оказания помощи . Учить набирать номера экстренных служб, сообщать необходимую информацию. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения зимой на улице. Учить детей узнавать и описывать природные явления, которые могут вызвать опасные ситуации. Познакомить детей с понятием «обморожение», рассказать о его симптомах и правилах первой помощи, сформулировать и закрепить правила поведения в мороз. Сформулировать правила безопасного поведения в играх со снегом и на льду. Познакомить с безопасными способами передвижения в зимний период. Продолжать знакомить с потенциально опасными ситуациями, связанными с погодными условиями зимы, учить избегать их. Помочь детям сформулировать правила безопасного поведения на игровой площадке, на катке, на горке. Воспитывать осмотрительность, осторожность. Объяснить, чем опасны сосульки в оттепель. Сформулировать правила безопасного поведения при контактах с домашними животными. Познакомить детей с образцами действий в различных ситуациях, учить помогать животным, соблюдая правила личной гигиены. Рассказать детям, откуда берутся бездомные животные, как надо вести себя при встрече с ними, выяснить в каких случаях собаки могут проявить агрессию. Учить соблюдать правила поведения, безопасного для себя, окружающих людей и природы. Учить детей снимать психологическую напряженность и чувство страха, формировать представления о том, что может помочь сделать страшное нестрашным Учить дифференцировать смелые и безрассудные поступки, предвидеть последствия рискованных действий. Познакомить детей с правами, которыми они обладают как члены семьи, способами самозащиты от агрессии взрослых. Рассказать детям о том, кто может им помочь в случае нарушения их прав. Закрепить у детей умение анализировать свое поведение и поступки других; побуждать разрешать проблемы, споры мирным путем. Учить выбирать оптимальные модели поведения в различных ситуациях, обосновать свой выбор, осознанно использовать вежливые слова. Закреплять у детей обобщающее понятие «общественные места». Закреплять знания о правилах безопасного поведения в общественных метах, продолжать формировать знания об источниках опасности, о позитивном и негативном поведении в опасных ситуациях. 3 неделя января 4 неделя января 1 неделя февраля 2 неделя февраля 3 неделя февраля 4 неделя февраля 1 неделя марта Безопасность в общении Дружба – наше богатство Природа и безопасность Дикие животные Безопасность на улице Правила дорожного движения Природа и безопасность Безопасность у водоемов летний период Диагностика Рассмотреть различные ситуации общения, обсудить преимущества тех или иных моделей поведения. Помочь сформулировать правила общения и безопасности в общении. Учить детей самостоятельно решать межличностные конфликты, по возможности избегать их, учитывая при этом состояние и настроение другого человека. Формировать коммуникативные и социокультурные комптенции. Развивать у детей эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии, учить анализировать конфликтные ситуации. Формировать у детей систему знаний об источниках опасности и средствах ее предупреждения. Формировать навыки безопасного поведения при встрече с дикими животными. Расширять представления детей о ядовитых змеях и насекомых, клещах. Рассказать о мерах защиты, элементарных способах оказания первой помощи. Познакомить с правилами обращения за помощью пр и укусах. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить анализировать действия участников дорожного движения, формировать представления об опасных ситуациях на дороге. Обогащать представления детей о транспортных средствах, о назначении различных видов транспорта, о специальном транспорте. Закрепить знания о правилах поведения в транспорте. Продолжать знакомить с работой светофора, с правилами перехода улицы. Формировать у детей представления о безопасном маршруте движения от дома до детского сада. Продолжать знакомить детей с правилами поведения на воде. Учить выявлять потенциально опасные ситуации, проявлять осторожность и предусмотрительность. Расширять социальный опыт детей, обогащать знания о природных явлениях и водных объектах. Формировать у детей понимание причин непригодности для питья воды из природных водоемов. Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, стремление его беречь. 2-3 недели марта 4 неделя марта 1-2 недели апреля 3 неделя апреля 4 неделя апреля