Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» пояснительная записка…. 2 цель и задачи программы…. 2 содержание программы….4 планируемые результаты….13 Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»: условия реализации программы….14 формы отчетности, образовательных результатов…. 15 формы предъявления и демонстрации образовательных результатов….15 оценочные материал…. 15 методические материалы…15 список литературы…16 Пояснительная записка Направленность программы : познавательное развитие (основы математического и элементов логического мышления). Актуальность программы - Дети нашей группы проявляют повышенный интерес к элементарным математическим понятиям, представлениям, задают вопросы, выходящие за пределы содержания ОП (на выявление элементарных логических связей, основ математических представлений). Запросы родителей, также, свидетельствовали о необходимости реализации дополнительной образовательной программы по развитию элементарных математических представлений и логического мышления. РЭМП обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Считаю что, обучение детей математическим представлениям в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Целью программы кружка является : формирование элементарных математических представлений, формирование познавательных и математических способностей, умение логически мыслить; введение ребенка в мир математики через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим через игровую деятельность, художественное слово. Задачи кружка: развивающие задачи направлены на развитие: - развитие элементов логического мышления, памяти, внимания, речи; - математических способностей; - мелкой моторики рук и глазомера; - а также овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности. образовательные задачи направлены на: - расширения и уточнение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени. - обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.); - формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация ; формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование); - формирование простейших графических умений и навыков; воспитательные задачи формируют: -организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща; готовить материалы, необходимые для занятия); -самостоятельность и интерес к познанию; -желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми. Особенности организации образовательного процессаформа объединения детей – кружок, одновозрастная группа, постоянный состав. объем и срок освоения программы - срок освоения программы 1 год, количество занятий – 30, период освоения программы с октября по май. режим занятий, периодичность и продолжительность занятий - занятия проводятся 1 раз в неделю (вторник, время проведения: 15.30-15.45., 16.0016.15. Продолжительность 15 минут. Форма организации: - групповая. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Организация деятельности кружка: Количество детей посещающих кружок «Развивай-ка» - 12 чел. В основе кружковой работы лежит игровая мотивация. Учебный план: Работа распределяется по разделам: - Количество и счет - 6 часов. - Ознакомление с геометрическими фигурами - 6 часов. - Определение величины - 6 часов - Ориентировка во времени и в пространстве – 6 часов. - Решение логических задач - 6 часов Количество и счет Учить: — сравнивать количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи; — устанавливать равенство и неравенство групп предметов; — понимать и использовать в речи слова: столько - сколько, поровну, больше, меньше; — понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него; — называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов; — согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным; — решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации. Познакомить: со стихами, загадками, сказками, в которых присутствуют числа. В разделе «Количество и счет» дети через художественные произведения и веселые рисунки познакомятся с числами от одного до пяти. Например: узнают, что у верблюда два горба, у светофора три огонька, у велосипеда два колеса. Выполняя игровые упражнения, дети научатся понимать отношения между числами. Все это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребенкадошкольника. Геометрические фигуры Учить: — приемам обследования зрительно-двигательным путем; — видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Познакомить: — с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник; — с геометрическими телами: шар, куб, цилиндр. Дать представление: о том, что фигуры могут быть разного размера. Для усвоения знаний о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, овал) и телах (шар, куб, цилиндр) ребенку будут предложены задания не только запомнить их названия, но и соотнести эти фигуры с предметами окружающего мира. Величина Учить: — сравнивать предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине; — выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку. Использовать в речи: результаты сравнения (большой, поменьше, маленький; высокий, пониже, низкий; длинный, покороче, короткий; широкий, поуже, узкий; толстый, потоньше, тонкий). Усвоению понятий в разделе «Величина» будут способствовать игровые упражнения практического характера, при выполнении которых у детей разовьются глазомер, зрительно-двигательная координация. Ориентировка во времени Учить: — различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь; — различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето. Для ознакомления с частями суток, временами года ребенку будут предложены веселые стихи, рисунки, задания практического характера, что поможет лучшему усвоению знаний маленького ребенка в разделе «Ориентировка во времени». Ориентировка в пространстве Учить: — различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо; — обозначать словами положение предмета относительно себя: слева, справа, вверху, внизу; — двигаться в заданных направлениях: налево, направо, вперед, назад. Такие понятия, как слева, справа, ребенок усваивает в процессе выполнения учебных заданий: возьми карандаш в правую руку, во время еды — возьми ложку в правую руку, во время обувания — надень правильно сапоги (правый на правую ногу, левый на левую). Логические задачи Учить: решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез. Предлагаются задания на решение простых логических задач, выполнение которых будет способствовать не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления. Перспективное планирование совместной деятельности педагога и детей 3-4 лет Октябрь 1 неделя 1. Игра «Когда это бывает?» 2. Игра «Высокий – низкий, большой - маленький» 3. И/У «Раскрась правильно» Цель: познакомить с частью суток - утро, день; учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий - низкий, употреблять эти слова в речи; закреплять понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине; продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи. См. конспект №1 2 неделя 1. Игра «Назови правильно» 2. Игра «Отгадай и нарисуй» 3. Игра «Когда это бывает?» Цель: познакомить с частью суток – вечер, ночь; познакомить с числом 1; познакомить с геометрической фигурой – круг; учить обследовать круг осязательно – двигательным путем; обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера; отгадывать загадку, понимать поэтические образы, лежащие в основе загадки. См. конспект №2 3 неделя 1. Разучивание стихотворения 2. Игра «Что где находится» 3. Игра «Соедини правильно» Цель: познакомить с числом 2; учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под; сравнивать знакомые предметы по величине (толстый - тонкий); продолжать учить выделять признаки сходства и различия. См. конспект №3 4 неделя 1. Игра «Загадки и отгадки» 2. И/У «Знакомимся с треугольником» 3. Игра «Что бывает осенью» Цель: продолжать знакомить с числом 2; учить отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать форму осязательно – двигательным путем; рисовать треугольник по точкам; называть время года – осень; познакомить с геометрической фигурой – треугольник. См. конспект №4 Ноябрь 1 неделя 1. Игра «Загадка и отгадка» 2. И/У «Большая, поменьше, маленькая» 3. Игра «На какую фигуру похожи предметы?» Цель: познакомить с числом 3; учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая); видеть в форме предметов геометрические фигуры. См. конспект №5 2 неделя 1. Игра «Соедини правильно» 2. Игра «Посмотри и сравни» Цель: продолжать знакомить с числом 3; учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький); различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине). См. конспект №6 3 неделя 1. Игра «Хватит ли белочкам шишек?» 2. Д/У «Нарисуй правильно» 3. Игра «Узнай, кто спрятался» Цель: учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; изображать предметы разной величины; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький; развивать зрительное внимание. См. конспект №7 4 неделя 1. Игра «Хватит ли слону туфелек?» 2. Д/У «Рисуем квадраты» 3. Игра «Когда это бывает?» Цель: познакомить с числом 4; с геометрической фигурой – квадрат; учить называть числительное по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать квадрат осязательно – зрительным путем, рисовать квадрат по точкам; различать и называть время года – зима; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. См. конспект №8 Декабрь 1 неделя 1. Игра «Сколько?» 2. Игра «На какую фигуру похожи часы?» 3. Игра «Слушай, смотри, считай» Цель: продолжать знакомить с числом 4; учит называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. См. конспект №9 2 неделя 1. Игра «Хватит ли снеговикам шапок?» 2. И/У «Рисуем прямоугольники» 3. Игра «Считай, закрашивай» Цель: учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; обследовать форму осязательно – двигательным и зрительным путем; познакомить с геометрической фигурой прямоугольник. См. конспект №10 3 неделя 1. Игра «Считай, закрашивай» 2. Игра «Когда это бывает?» 3. Игра «Соедини правильно» Цель: познакомить с числом 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; различать и называть время года – весна; сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров. См. конспект №11 4 неделя 1. Игра «Слушай, считай, делай» 2. Игра «Закончи предложение» 3. Игра «Посмотри и назови» 4. Игра «Подбери пару» Цель: закреплять навыки счета в пределах пяти; умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. 5. См. конспект №12 Январь 2 неделя 1. Игра «Хватит ли медведям бочонков с медом» 2. И/У «Рисуем овалы» 3. Игра «Соедини правильно» Цель: учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи; отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; обследовать овал осязательно – двигательным путем, рисовать овал по точкам; познакомить с геометрической фигурой – овал; продолжать сравнивать предметы по величине. См. конспект №13 3 неделя 1. Игра «Загадки и отгадки» 2. Игра «На какую геометрическую фигуру похожи предметы» 3. Игра «Раскрась правильно» Цель: закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето); различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо); отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических фигур: овал, круг. См. конспект №14 4 неделя 1. И/У «Найди лишний домик» 2. И/У «Вставь в окошки нужное число» 3. Игра «Выложи по образцу» Цель: закрепить представление о многоугольниках; развивать умение соотносить число и количество предметов; развивать внимание, воображение, наблюдательность; развивать зрительную память, умение моделировать; развивать логическое мышление См. конспект №15 Февраль 1 неделя 1. Игра «Помоги муравьишке» 2. И/У «Найди предмет такой же формы» 3. Игра «Считай не ошибись!» Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева; соотнесение формы предмета с геометрической фигурой; усвоение порядка следования чисел натурального ряда. См. конспект №16 2 неделя 1. И/У «Бусы» 2. Игра «Третий лишний» 3. И/У «Круглый год» Цель: учить детей видеть закономерность в полученном задании; закрепить умение сравнивать группы предметов; закрепление последовательности времени года. См. конспект №17 3 неделя 1. И/У «Волшебная ниточка» 2. Игра «Подбери варежку» 3. Д/У «Что сначала, что потом» Цель: развивать пространственные представления; сравнение предметов по всем признакам (величина, цвет, орнамент); развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность. См. конспект №18 4 неделя 1. Д/У «Укрась коврик» 2. Игра «Поезд» «Задачи-шутки» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений; закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. См. конспект №19 Март 1 неделя 1. Д/У «Дорисуй картинки» 2. И/У «Распутай паутинку» 3. Игра «Божьи коровки» Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения; развивать пространственные представления; развивать умение соотносить число и количество предметов; развивать внимание, воображение, наблюдательность. См. конспект №20 2 неделя 1. «Обведи дорожки» 2. Д/У «Логические цепочки» 3. И/У «Найди одинаковые фигуры» Цель: закрепить пространственные отношения: впереди – сзади; учить детей видеть закономерность в полученном задании; закрепление знаний о геометрических фигурах и их сравнение по всем признакам. См. конспект №21 3 неделя 1. Д/У «Продолжи закономерность» «Задачи-шутки» 2. Д/У «Раскрась так же» Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над; упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток; закрепить сравнение групп предметов по количеству. См. конспект №22 4 неделя 1. Игра «Построй домик» 2. И/У «Самолёты» 3. Игра «Хватит ли бабочкам цветочков» Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи. См. конспект №23 Апрель 1 неделя 1. Игра «Найди нужную деталь» 2. И/У «Цветик - семицветик» 3. И/У «Лесные зверушки» Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; развивать пространственные представления. См. конспект №24 2 неделя 1. Д/У «Какая фигура будет последней?» 2. «Задачи-шутки» 3. И/У «Забавный инопланетянин» Цель: развивать наблюдательность, логическое мышление, умение делать умозаключения; упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток; развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений. См. конспект №25 3 неделя 1. Д/У «Воздушный змей» 2. И/У «Бабочки» 3. Игра «Волшебные дорожки» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений; развивать умение соотносить число и количество предметов; развивать внимание, воображение, наблюдательность; развивать пространственные представления. См. конспект №26 4 неделя «В стране геометрических фигур» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах; закрепление пространственных представлений. См. конспект №27 Май 1 неделя «Путешествие по комнате» Цель: закрепление пространственных понятий: вверху, внизу, слева, справа, над, под и т. д. См. конспект №28 2 неделя «Путешествие в математическую страну» Цель: закрепить пройденный материал. См. конспект №29 См. конспект №30 Планируемые результаты (целевые ориентиры): К концу года ребенок: - сравнивает количество двух групп предметов, выражает результаты сравнения в речи (больше, меньше); - устанавливает равенство и неравенство групп предметов; - понимает значение вопроса «сколько»? и правильно отвечает на него; - называет числительные по порядку в пределах пяти; - относит последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; - называет геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник; - понимает, что фигуры могут быть разного размера; - видит в предметах окружающего мира геометрические фигуры; - сравнивает предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине; - использует в речи результаты сравнения; - правильно называет части суток: утро, день, вечер, ночь; - правильно называет времена года: весна, лето, осень, зима; - обозначает словами положение предмета относительно себя; - решает логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез предметов сложной формы. Интегрируемые образовательные области «Познавательное развитие» предполагает формирование понятий и представлений о числе, форме, величине, ориентировке во времени и пространстве. «Речевое развитие» включает: - овладение ребенком математическим словарем (число, геометрические фигуры, больше, меньше и т. д.); - формирование грамматического строя речи (один ежик, одно солнце, одна шишка; один медвежонок, много медвежат и т. д.); - диалогической речи (ответы на вопросы). «Художественно-эстетическое развитие» предполагает чтение стихотворений о частях суток, временах года, отгадывание загадок, в которых присутствуют числа. На занятиях дети выполняют несложные задания на соединение (соедини картинки так, чтобы они относились к одному времени года, штриховку (раскрась только те предметы, которых по два; только круги и т. д.). «Физическое развитие» представлено физкульт минутками, которые проводятся на каждом занятии. Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»: условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Занятия проводятся в группе . Помещение соответствует санитарногигиеническим нормам и правилам. Достаточный уровень освещения. Мебель соответствует возрасту детей. Дидактический материал: 1. Геометрические фигуры и тела. 2. Палочки Х. Кюизинера. 3. Наборы разрезных картинок. 4. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года. 5. Полоски, ленты разной длины и ширины. 6. Цифры от 1 до 5. 7. Игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др. 8. Фланелеграф, мольберт. 9. Чудесный мешочек. 10. Блоки Дьенеша. 11. Пластмассовый и деревянный строительный материал. 12. Геометрическая мозаика. 13. Счётные палочки. 14. Предметные картинки. 15. Конструктор «Лего». 17. Знаки – символы. 18. Развивающие игры. 19. Картотека физминуток, загадок, стихотворений. 20. Конспекты. Кадровое обеспечение: воспитатель, уровень квалификации: соответствие занимаемой должности, имеет среднее профессиональное образование. Методические материалы: В работе использованы такие методы и приёмы обучения как: Словесный Наглядный, практический Объяснительно-иллюстративный Частично-поисковый практический -сюрпризные моменты; - игровые образы; - игровые ситуации; - чтение художественной литературы; - рассматривание предметов, картин; - Д/И и упражнения; - беседы. Методы воспитания - убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); формы организации образовательного процесса (индивидуальная и групповая) категории обучающихся - дети группы общеразвивающей направленности; формы организации занятий — игра. алгоритм занятия - вводная часть 1,5 мин; основная часть 12,5 мин; заключительная часть 1 мин. Список литературы: 1. Колесникова Е. В. Программа «Математические ступеньки». М., 2010. 2. Колесникова Е. В. Я начинаю считать. Математика для детей 3 – 4 лет. М., 2012. 3. З. А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент 1997 г. 4. З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г. 5. И. А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г. 6. З. А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г. 7. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. В. П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г