Пояснительная записка
Направленность
Данная программа направлена на психолого – педагогическое просвещение родителей и
на повешение психолого – педагогической и методической компетенции родителей.
Новизна.
Новизна и практическая значимость программы выражается в том, что ее реализация
способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольной организации
и семье. Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями,
взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности,
дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества,
поиска новых форм работы, повышает эффективность и результативность деятельности.
Для родителей сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной
компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует активному участию в процессе
обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку тесно взаимодействовать друг с другом.
Актуальность.
Взаимодействие
педагогов
с
родителями
воспитанников
в
рамках
дошкольной
разновозрастной группы всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка
оказывают влияние оба социальных института - семья и образовательное учреждение, которое
посещает ребёнок. «Очень важно родителям рассказать и объяснить те возможности, которые
предоставляет государство по поддержке семьи. Это первая задача просветительской программы.
Многие родители не знают, какая работа и какие есть возможности для поддержки многодетных
семей и в целом для поддержки семьи: и льготы, и выплаты, и различные программы» сказал
министр Минобразования С.Кравцов.
Педагогическая целесообразность
В действующих на сегодняшний день нормативных документах Министерства образования
и науки мы чётко видим одно из поставленных перед нами направлений в педагогической
деятельности - это более полное использование потенциала семьи в воспитании детей.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея
о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные
институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. «Родители
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и
интеллектуального развития личности ребенка», - гласит Закон РФ «Об образовании».
В основе разработанной программы по работе с родителями лежит признание приоритета
семейного воспитания, что требует иных взаимоотношений семьи и детского сада, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Задача детского сада «повернуться» лицом к
семье, оказать ей педагогическую помощь, наладить сотрудничество для обеспечения единых
подходов в воспитании ребенка. Эффективно организованное сотрудничество может дать
импульс построения взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не
просто совместное участие в воспитании ребёнка, но и осознание общих целей, доверительное
отношение и стремление к взаимопониманию.
Целью программы является выстраивание стратегии сотрудничества между педагогами и
родителями, выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и
образования с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.
Задачи:
- обеспечить единство воспитательных воздействий ДОУ и семьи;
- способствовать просвещению родителей воспитанников (педагогические, психологические
и правовые аспекты);
- знакомить родителей с эффективными методами и приемами воспитания детей, оказывать
практическую помощь семье;
- приобщать родителей к активному участию в воспитательно -образовательном процессе и
обогащению развивающей предметно- пространственной среды через внедрение нетрадиционных
форм работы с семьей;
- привлекать родителей к передаче положительного опыта семейного воспитания;
- создавать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоционального комфорта.
Срок реализации программы: 1 год
Ожидаемые результаты.
Выбор определения критериев результативности исходит из цели и задач программы. Таким
образом, ожидаемыми результатами программы являются:
- создана прочная система взаимодействия дошкольной групп с семьей, установлено
единство с педагогами дошкольной группы в воспитании, обучении и развитии детей;
- сформированы психолого-педагогическая культура родителей, теоретические знания и
практические умения по вопросам воспитания обучения и развития детей;
- сформирована активная позиции родителей как субъектов воспитательнообразовательного процесса; развит интерес и желание участвовать в образовательном
процессе дошкольной группы;
- родители транслируют собственный положительный опыт семейного воспитания;
- улучшен микроклимат внутри дошкольного коллектива, способствующий оптимизации
воспитательно-образовательного процесса.
План работы с родителями
Месяц
Формы работы
Задачи
Сентябрь
• Родительское собрание по вопросу
профилактики алкоголизма,
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних с участием
работников правоохранительных
органов, учреждений
здравоохранения в
образовательных организациях в
рамках месячника по безопасности
детей в Ульяновской области
• Буклеты для родителей «Какие
Педагогическое
просвещение
меры поддержки оказывает
государство семьям с детьми»
Октябрь
•
•
•
•
•
•
•
родителей.
Информировать родителей о мерах
поддержки государства для семей с
детьми.
Педагогическое просвещение
Консультация
«Грипп.
Меры
профилактики. родителей.
Симптомы
данного заболевания»
вовлечению
Осенний праздник для детей и Способствовать
родителей
в
педагогический
процесс,
родителей
активизация их участия в
жизнедеятельности дошкольников.
Круглый
стол «Воспитание
девочек
и мальчиков в
современной семье»
Способствовать реализации в
Памятка для родителей «Как
детском саду и дома единых методов
отвечать на детские вопросы?»
воспитания детей с учетом их
гендерных особенностей.
Совместное
посещение
Распространять педагогических
с
знаний
среди
родителями и детьми библиотеки
родителей.
Способствовать сплочению
родителей, детей и педагогов;
объединить усилия для развития и
воспитания детей.
Ноябрь
•
Коллаж ко Дню матери «Мамаглавное слово»
•
Консультация «Как
провести
выходной день с ребёнком?»
•
•
Семинар - практикум
глазами ребенка»
•
•
Стендовая информация
«Семейное
чтение»,
«Роль
художественной литературы в
развитии речи детей».
Выставка «Книги, которые мы
читаем дома»
•
•
«Семья
Демонстрировать
уважительное
отношение
детского сада к семейным
ценностям. Воспитывать любовь
к матери.
Способствовать проведению
полезного семейного досуга.
Распространять
педагогические знания среди
родителей.
Оказывать практическую
помощь семье в вопросах
воспитания детей.
Педагогическое просвещение
родителей.
Способствовать вовлечению
родителей
в
педагогический процесс,
активизация их участия в
жизнедеятельности
дошкольников.
Декабрь
Помочь родителям в воспитании
детей в кризисных ситуациях
•
•
•
•
•
•
•
•
Январь
Конкурс на лучшее украшение для
новогодней ёлки.
Распространять
педагогических
знаний
среди
родителей,
способствовать речевому развитию
детей.
Способствовать формированию ОБЖ
дошкольников. Побуждать родителей
к
активному
участию
в
воспитательно-образовательной
деятельности.
Научить родителей изготавливать
развивающие игры своими руками.
Способствовать
вовлечению
родителей в
в
педагогический процесс.
Побуждать
родителей
активно
участвовать в жизни группы.
Дать практические рекомендации по
укреплению здоровья детей.
•
•
•
•
•
•
•
•
Февраль
■ Родительская гостиная «Мир»
по теме «Рекомендации родителям
по оказанию помощи ребенку в
кризисных ситуациях»
Папка-передвижка «Лексическая
тема «Зима». Домашнее задание»
Консультация
«Безопасный
Новый год»
«Дни
добрых дел» изготовление совместно с детьми
кормушек для птиц
Мастер-класс «Развивающие
игры блоки Дъенеша»
Новогодний утренник
•
•
•
•
Развивать творческие способности и
воображение взрослых и детей в
процессе игрового общения.
Буклет
«Рекомендации
Формировать у
родителей
родителям
по укреплению
представление о
здоровья детей»
здоровом образе жизни,
Консультация «Зимние забавы.
привить навыки
Активный отдых в семье».
осознанного
выполнения
Круглый
стол
здоровьесбережения
и
«Укрепление
и
ответственного отношения, как к
сохранение
здоровья
собственному здоровью, так и
дошкольников».
здоровью своих детей.
Семейная фотовыставка: «В здо- Содействовать укреплению связей
ровом теле, здоровый дух»
родителями, детьми и детским садом.
Повышать педагогическую культуру
Родительское собрание: «Осородителей по вопросам речевого
бенности речевого развития у
развития дошкольников.
детей»
Мастер-класс «Обучение рассказыванию детей по мнемотаблиПрактическая помощь родителям.
цам»
Видеоролик «Ах, как весело зиЗнакомить родителей с жизнью детей
мой»
в детском саду,
вызывать
интерес к воспитательно
Стендовая информация «Речевые
образовательному процессу.
игры с ребёнком по дороге из
Вооружить родителей практическими
детского сада»
инструментами по развитию речи
прав
меж
•
•
•
Март
•
•
•
•
•
Апрель
Май
Анкетирование «Какова роль отца
в семье?»
Фотогазета «Мой папа смелый,
ловкий!»
Спортивный досуг «Вместе с
папой, я герой»
детей.
Выставка
детских
работ
«Портрет моей мамы»
Стенгазета «Мамин помощник»
Совместная
проектная
деятельность родителей «Огород
на окне»
Укреплять взаимодействие семьи и
детского сада, воспитание любви и
уважения детей к маме.
Выявить роль отца в семейном
воспитании.
Формировать понимание роли отца в
воспитании ребенка. Формирование
атмосферы общности интересов
детей, родителей и коллектива сада.
Привлекать
к
совместной
деятельности родителей и детей,
побуждать родителей к оказанию
помощи в создании
предметно-развивающей среды в
• Опрос «Семейные традиции»
группе.
• Родительская гостиная
Укреплять взаимодействие детского
• «Семейные традиции»
сада и семьи. Способствовать обмену
• Праздник, посвященный 8 марта
положительным опытом семейного
воспитания, традициями.
Показывать достижения детей в
художественно-эстетической
деятельности. Способствовать
вовлечению
родителей
в
педагогический процесс.
Содействовать созданию единого
• Консультация для родителей
воспитательного пространства в
• «Как организовать предметносемье и детском саду.
развивающую среду в семье».
Формировать педагогическую
• Папка-передвижка «Береги себя»
компетентность родителей.
(ОБЖ: о чем можно побеседовать Продолжать
внедрять
в
с ребенком)
практику
семейного
• Конкурс
совместного детсковоспитания
формы
и методы работы
родительского творчества на
по творческому взаимодействию с
взросл
тему «Космос»
ребенком.
■ Итоговое родительское собрание по Укреплять взаимодействие педагогов
теме: «Вот и стали мы на год взрослее» и
родителей,
распространять
с
просмотром
педагогические
знания
среди
презентации
родителей.
Педагогами групп в течение учебного года могут вноситься дополнения и изменения в
программу.
Формы подведения итогов.
1. Итоговое анкетирование родителей.
2. Круглый стол «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» с целью подведения итогов работы
за год.
.Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).
2.Федеральный закон от 31.07.2020г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г.
№1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного образования».
4.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020г. №2945-р (об
утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года).