Программа гражданско-патриотического воспитания

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Законодательно-нормативное обеспечение
1.3. Цели и задачи программы патриотического воспитания
1.4. Ожидаемые результаты
1.5. Формы и методы реализации программы
1.6. Структура программы
1.7. Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на этапе завершения
дошкольного образования
2. Содержательный раздел
2.1. Тематическое планирование по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной к
школе группе
2.2. Методическая работа с педагогами по реализации программы
2.3. Взаимодействие с родителями.
2.4. Взаимодействие с социумом.
2.5. Система организации контроля за исполнением программы
3. Организационный раздел
3.1. Предметно-развивающая среда
3.2. Материально-техническое обеспечение программы

1.1.

Пояснительная записка.
Программа гражданско-патриотического воспитания
предназначена для
организации патриотического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольном
образовательном учреждении.
Программа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – гражданскопатриотического воспитания дошкольников.
Данная программа:
разработана в соответствии с культурно-историческим, деятельностным и
личностным подходами к проблеме развития детей дошкольного возраста;
-

направлена на развитие патриотического самосознания детей старшего
дошкольного возраста
обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и
задач процесса образования детей дошкольного возраста;
-

направлена на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного
развития ребенка.
-

Ожидаемым результатом реализации программы станет воспитание личности
ребенка с активной гражданской позицией, обладающей социально ценностными
нравственными качествами с развитым творческим потенциалом и способностью к
саморазвитию.
При этом важно отметить, что данная программа направлена не только на
овладение детьми определенными знаниями. Она в значительно большей степени
является программой воспитания, так как способствует формированию у детей
нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям,
развития патриотического самосознания.
Гражданско-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных
на воспитание любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и
людям, становления устойчивой связи поколений. Это основа формирования будущего
гражданина.
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая
всё большее значение, стала задачей государственной важности. Государство пытается
восстановить утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и
гражданственности.
Проблеме воспитания патриотизма у подрастающего поколения уделено особое
место и в правительственных документах. С 1 января 2014 введен в действие федеральный
государственный образовательный стандарт (ФГОС), в содержании которого отмечается
острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма у дошкольников.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. В это время
происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления,
начинается процесс осознания себя в окружающем мире. У ребенка формируются
представления о самом себе, о людях, о явлениях общественной жизни, о человеческой
культуре, что создает предпосылки воспитания гражданских качеств и присвоения
нравственных ценностей общества.
Дошкольники очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко
откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Именно
этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально –

психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и
поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. В этом возрасте
возникают большие возможности для позитивной социализации, приобщения к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, для формирования
высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте
происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на
основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую
очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и
ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность
эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку (городу) у него
проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом). Воспитание патриотизма
невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту
рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется
от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками детского
сада и школы, библиотеки, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы
у ребенка сформировалось чувство любви к родному краю необходимо: воспитывать
положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть
и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного
края, культуре, истории и окружающей природы. Развитие и формирование
положительных нравственных качеств осуществляется постепенно в процессе накопления
и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов
воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать
в процессе работы по ознакомлению детей с родным селом. Воспитывая у детей любовь к
родному селу необходимо подвести их к пониманию, что их село – это частица Родины.
Критерий формирования содержания программы - его воспитательная ценность,
достоверность, познавательность и высокий художественный уровень используемого
наглядного и информационного материала,
1.2.Нормативная база программы:
1.Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями от28 декабря 2024г.
2. Федеральный закон от 31.07. 2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
3. Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственной
политики в области патриотического воспитания» от 20.10.2012г. за № 1416 в редакции от
12.06.2024г.
4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013г с
изменениями от 8 ноября 2022 года
5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016- 2020 годы», утв. Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493.
6. Приказ Министерства просвещения России от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования» с изменениями от 25 октября 2023 года.

7. Устав дошкольного образовательного учреждения.

1.2.

Цель и задачи программы
Цель: Создание условий для воспитания у детей дошкольного возраста начал патриотизма
и гражданственности в соответствии с их возрастными возможностями.
Формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей
семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей
родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа,
уважения к прошлому, настоящему, будущему родной страны, толерантного отношения к
представителям других национальностей.
Задачи:

•
•

формировать гражданские, нравственно-духовные качества личности;
формировать гражданско-патриотическое отношение и чувства сопричастности к
своей семье, родному дому, детскому саду, родному городу;

•

формировать у детей понятие о семейных ценностях;

•

формировать навыки культуры коммуникации;

•

расширять представления о стране, ее столице. Знакомить детей с символами
государства – гербом, флагом, гимном.
•
воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, малую Родину;
•

формировать базовые знания о правах и обязанностях гражданина;

•

формировать уважительное отношение к труду людей, продуктам их деятельности.
Формировать чувство ответственности и гордости за достижения Родины.
•
воспитывать бережное отношение к национальным и культурным традициям своего
народа и уважение к культуре других народов;
•

воспитывать уважение к защитникам Родины, их подвигам во имя России;

•

формировать бережное отношение к природе и всему живому,

•
•

воспитывать чувство необходимости трудового соучастия в деле охраны родной
природы (экологическое воспитание);
формировать навыки здорового и безопасного образа жизни.

•

формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие
способности.

•
•
•
•

внедрить современные технологии патриотического воспитания.
совершенствовать предметно- пространственную развивающую среду.
усилить роль семьи в вопросах патриотического воспитания детей.
активизировать взаимодействие с социумом по вопросам
патриотического воспитания детей

1.3.

гражданско-

Ожидаемые результаты
Целевые ориентиры дошкольного образования и решение задач программы, позволяют
спрогнозировать следующие результаты:

•

становление системной и комплексной работы по патриотическому воспитанию и
просвещению обучающихся и родителей;
•
повышение активной жизненной позиции родителей в нравственном воспитании
детей.
•
существенное повышение качества духовно-нравственного, гражданского,
патриотического сознания в детской среде;
•

формирование культуры трудолюбия, патриотизма, бережного отношения к истории
и традициям, осознанного отношения к природе

•

создание уголков родного края, уголков русского быта в группах.

•

Активизация взаимодействия с социумом.
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская
позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина – это
воспитанник, способный:

•

•

чувствовать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других
людей;
проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своей страны;

•

способный решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту –
интеллектуально-развитый;

•

проявлять интерес
любознательный;

•

воображать, придумывать, способный к созданию нового в рамках адекватной
возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же
задачи – креативный;

•

проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении
поступков, в деятельности – инициативный;

•

воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства –
чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;

•

1.4.

ко

всему

новому

и

непонятному,

неизведанному

–

понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.
Формы и методы реализации программы
Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС определяет формы
работы с дошкольниками:

•

создание развивающей среды по гражданско-патриотическому
патриотических, тематические уголков в ДОУ;

•

организация целевых прогулок, экскурсий по достопримечательностям родного
села, посещение музеев, выставок;

•

организация тематических мероприятий (праздники, конкурсы, выставки, семейные
викторины, «Уроки мужества», «Уроки Доброты»);

•

изготовление тематических альбомов;

•

проведение тематических занятий, целенаправленных игр;

•

воспитанию:

проведение мероприятий, направленных на развитие экологической культуры:
(экологические занятия, часы, викторины, игры, акции);

•

трудовые десанты по благоустройству группы, участка ДОУ, села;

•

беседы-рассуждения о Родине, о родном селе, о природе родного края, о хороших
людях;

•

чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и
стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей;

•

художественно-эстетическая деятельность

•

взаимодействие с социумом.
Задачи воспитания патриотизма решаются во всех видах детской деятельности: на
занятиях, в играх, в труде, в быту и др.
Важная часть работы по данному направлению – это взаимодействие с родителями,
семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности
дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у
детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания,
беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
интеграцию образовательных областей

через

Образовательная
область

Содержание

Формы работы

«Физическое
развитие»

Формирование интереса к
народным видам спорта и
играм. Укрепление
физического здоровья.

Подвижные игры: русские
народные, игра народов России, и
разных стран.

«Речевое развитие»

Знакомство с народным
фольклором.

«Социальнокоммуникативное
развитие»

«Познавательное
развитие»

Использование современных
информационных технологий,
беседы, интервью,
словотворчество.
Принадлежность к нации, Беседы, ситуативные разговоры,
формирование основ
проектная деятельность, решение
толерантности, уважение к проблемных ситуаций, сюжетноисторическому и
ролевые игры, дидактические
настоящему своего города, игры, викторины, составление
края, России. Приобщение семейного дерева, герба семьи.
к моральным нормам.
Знакомство с
историческим,
географическим,
экономическим,
культурным и природным
наследием родного села,
района, города, страны

Электронные презентации,
создание мини-музеев, издание
буклетов, сотворчество,
проектная деятельность,
исследовательская деятельность,
решение проблемных ситуаций,
сюжетно-ролевые игры,
экскурсии, работа в мастерских,
ярмарки.

«Художественноэстетическое
развитие»

«Социальнокоммуникативное
развитие»

Формирование интереса и
приобщение к народным
видам творчества, развитие
детского творчества через
применение знаний
народного промысла в
продуктивной
деятельности. Приобщение
к муз. Народному
творчеству. Формирование
первичных ценностных
представлений об образе
жизни русского народа и
народов России.
Формирование о труде, его
роли в жизни общества.

Мини художественно-эстетические
студии в каждой возрастной
группе: рисование вышивка, работа
с тканью, нитью, бумагой,
плетение. Посещение музеев,
использование видеозаписей.
Оформление выставок.
Интегрированные занятия,
создание игровых ситуаций.
Театральная деятельность,

Алгоритмы ознакомления с
трудовой деятельностью взрослых.

Формирование правил
Своды правил поведения, создание
безопасного для человека и буклетов, электронных
природы поведения.
презентаций, рассматривание
проблемных ситуаций.

мастерс

1.6.Структура программы
Реализация Программы проводится в соответствии с основными педагогическими
принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному; систематизации и
последовательности, сознательности и активности, доступности, прочности, наглядности,
принципом личностно-ориентированного общения.
Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с
детьми;
Занятия проводит воспитатель во второй половине дня, по специально составленному
расписанию в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13.
Количество занятий - 1 занятие в неделю. Продолжительность занятий для детей 5-7 лет 25 - 30 минут. Учебный план состоит из 36 занятий.
Часть программного материала усваивается в повседневной жизни через
нерегламентированную и свободную деятельность детей, через общение с разными
людьми.
Задача педагога — создать условия для формирования нравственно- патриотических
чувств у детей. Тематическое планирование способствует эффективному и системному
усвоению детьми знаний о своей стране, родном селе, родном районе, той местности, где
они живут.
Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте:
Семья. Детский сад. Родное село. Родная страна. Наша Армия. Культура и традиции.
Правила, по которым мы живем.
Направления деятельности
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию организована по трем направлениям
(блокам):
1. Ознакомление с предметами ближайшего окружения
Задачи:
- воспитание уважения к
художественным промыслам;

людям

труда

и

предметам

народного

творчества,

- воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в себе, патриотизма на
примере других людей, прославившими Россию;
- воспитание чувства уважения, дружбы к близким людям и людям других
национальностей;
- побуждать детей к выполнению общественно значимых дел, к добрым делам для семьи,
родного дома, детского сада.
2. Ознакомление с явлениями общественной жизни
Задачи:
- воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и
праздники);
- воспитание любви к родному городу, краю, Родине (представление о городе, стране,
городах нашей страны, столице, символике государства;

- знакомство с достопримечательностями, памятниками архитектуры, с названиями улиц,
носящих имена известных людей;
- знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране,
столице, символике государства;
3. Ознакомление с природой (экологическое, трудовое воспитание)
Задачи:
- воспитание заинтересованности и неравнодушного отношения к природе родного края;
- формирование взглядов и убеждения по сохранению и воспроизведению природных
ресурсов;
- воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы;
- привитие бытовых и трудовых навыков.
Направления гражданско-патриотического воспитания
Направление

Какую задачу решает

Духовно-нравственное

Формирует уважение к истории, моральным ценностям и
традициям страны.

Культурноисторическое

Знакомим детей с народными праздниками, обычаями и
культурным наследием.

Гражданско-правовое

Помогаем осознать роль гражданина России,
государственную символику, права и обязанности.

Военнопатриотическое

Рассказываем о подвигах защитников Отечества, формируем
уважение к военной службе.

Историкокраеведческое

Знакомим с историей родного края и достижениями предков.

Социально
патриотическое

Учим заботе о пожилых людях, участию в социальных
акциях.

Спортивнопатриотическое

Развиваем
силу,
выносливость,
тематические игры и соревнования.

дисциплину

изучить

через

Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный программой,
включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, занятия
по знакомству с правовыми документами, правами и обязанностями гражданина,
спортивные конкурсы, тематические и целевые прогулки, тематические занятия по
изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

1.7. Предполагаемый результат реализации программы.

• Наличие у детей знаний о родной семье, детском саде, родном селе, Свердловской
области, России.
• Возникновение у детей стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему
родного села, области, страны; чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
• Повышение профессионального мастерства педагогов по нравственнопатриотическому воспитанию дошкольников.

• Расширение

сотрудничества

с

семьёй

по

нравственно-

патриотическому

воспитанию.
Целевые ориентиры нравственно-патриотического воспитания на этапе завершения
дошкольного образования:

• Ребёнок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, её
достижения,
имеет
представление
о
её
географическом
разнообразии,
многонациональности, важнейших исторических событиях.
• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях,
включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и
противоположному полу.
• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные
представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремиться поступать
хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
• Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе.
• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения,
этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и
психических способностей.
• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь
тем, кто в ней нуждается.
• Эмоционально
отзывается на
красоту
окружающего
мира,
произведения народного искусства.
2. Содержательный раздел
2.1. Тематическое планирование по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной к
школе группе
Тема

Задачи

Примерное
содержание

Совместная деятельность

Сентябрь
«Россия –
Родина».

моя Формировать
Показать
на
представления о своей глобусе
стране.
расположение
нашей страны, ее
Развивать интерес и столицу.
уважение к людям, их
деятельности, культуре;
Рассказать
о
необъятности
нашей Родины, что
в России много
разных городов и
сел, что в России
свая
культура.
Свои
традиции,
свой
язык,
промыслы,
что
каждый
человек
любит
свою
Родину;

Познавательная
деятельность:
беседа о Москве;
рассматривание герба и
флага России;
прослушивание
гимна
России;
оформление
альбома
«Россия – моя Родина»;
продуктивная
деятельность:
рисование
на
тему:
«Москва - столица»;
аппликация
«Флаг
России»;
игровая деятельность:
словесные игры: «Кто где
живет?»;
дидактическая
игра
«Наша Родина - Россия»;

Природа России

Х/Л:
С.Баруздин
«Главный город»;
Закрепить знание детей о Знакомство с картой Рассматривание
названии страны, ее России.
иллюстраций;
природе. Познакомить с
географической картой, Просмотр презентации чтение художественной
учить «читать» ее. Дать
литературы;
детям
знания
о
богатствах
России,
дидактические
игры:
воспитывать стремление
пазлы «Физическая карта
беречь и приумножать
мира», «Карта мира.
их. Воспитывать в детях
Животные».
чувство гордости за
свою страну.

«Знакомство
с
госпожой
историей»
«Что
такое история?»

Дать
первоначальное
представление
об
истории
цивилизации.
Познакомить с понятием
«история». Рассказать о
том, что у всех народов
мира есть прошлое и все
хотят знать, как жили их
предки.
Формировать
знания о таких понятиях,
как
«прошлое»,
«настоящее»

Просмотр
презентации,

«Знакомство
с
госпожой
историей»
«Что
такое история?»

Дать
первоначальное
представление
об
истории
цивилизации.
Познакомить с понятием
«история». Рассказать о
том, что у всех народов
мира есть прошлое и все
хотят знать, как жили их
предки.
Формировать
знания о таких понятиях,
как
«прошлое»,
«настоящее»

Просмотр
презентации,

Формировать
первоначальные
представления
об
истории возникновения
Руси.

Рассказ о истоках
истории русского
народа,
о
возникновении
первых городов;

Обсуждение
тексту

Обсуждение
тексту

Чтение глав из книги С.
В.
Новикова
«Справочник
по дошкольника. История»,
Н. Майорова «Русская
история».

Чтение глав из книги С.
В.
Новикова
«Справочник
по дошкольника. История»,
Н. Майорова «Русская
история».

Октябрь
«История
возникновения
Руси».

Развивать
умение
использовать
информацию
об
исторических событиях
на практике.

Познавательная
деятельность:
беседы:
«История
возникновения России»;
экскурсия
в
краеведческий музей;
продуктивная
деятельность:
лепка «Старинные дома»;
игровая деятельность:
дидактическая
игра
«Составь рассказ»;
подвижная игра «Защити
крепость»;

«Клевакинское
поселок
тружеников».

Х/Л: чтение фрагментов
книги «История России в
рассказах для детей» А.О.
Ишимовой;
музыкальная
деятельность:
слушание
народной
музыки в современной
обработке;
– Расширять и закреплять Воспитатель
Знакомство с историей
знания детей о родном знакомит
с поселка;
поселке.
историей поселка.
создание макета поселка;
экскурсии
на
места
работы
родителей;
Вызывать интерес к Рассказ
о
заучивание
труду взрослых.
профессиях.
стихотворений о поселке;
дидактические игры
Воспитывать уважение к
людям труда.

Познавательная
беседа «Главный
город
нашей
страны»

«Климатические
зоны России»

Уточнить
и Презентация: Москва,
систематизировать
Санкт – Петербург,
знания детей о столице Екатеринбург
России,
формировать
представление о Москве
как о главном городе
нашей
страны,
воспитывать
гражданскопатриотические чувства.

Рассматривание
иллюстраций; открытки
с
видами
Москвы,
фотографии

Познакомить детей с Просмотр презентации
климатическими зонами
России: тундрой, тайгой,
средней
полосой,
степью; формировать в
представлении
детей
образ
огромной
по
территории
Родины,
воспитывать
патриотические чувства.

Рассматривание
иллюстраций;

чтение художественной
литературы;
дидактическая
«Найди
герб
России»

игра
(флаг)

чтение художественной
литературы;
дидактическая
игра
«Путешествие
по
климатическим зонам»

Ноябрь
«Москва – столица Формировать
нашей Родины».
представление
об
истории зарождения и
развития
Москвы,
главных
ее
достопримечательностях
– Красной площади,
Кремле;
вызывать
положительное
отношение
к
краеведческому
материалу;

Рассказ
воспитателя
о
истории
происхождения
столицы
нашей
Родины, используя
наглядноиллюстрированный
материал;
Рассказать
о
разнообразии
современных имен
и имен в Древней

Познавательная
деятельность:
беседы:
«Москвастолица нашей Родины»,
«Почему
Красная
площадь
так
называется?»;
просмотр
иллюстрированного
материала;
создание
альбома
(совместно с детьми)
«Москва в прошлом и

Руси,
их настоящем»;
происхождении.
игровая деятельность:
дидактические
игры:
«Собери Кремль»; С/Р
игра «Метрополитен»;
продуктивная
деятельность:
рисование
Кремля,
коллективная аппликация
«Красная площадь»;
художественная
литература:
С.Баруздин
«Главный
город»,
разучивание
пословиц, поговорок;
«Беседы
у Познакомить детей с Воспитатель
Экскурсия в музей;
древнего очага»
Уральской землей, с знакомит детей с
культурой.
бытом, культурой Чтение художественной
жителей Урала.
литературы;
Учить
бережному
отношению к природе – Рассказ
о рассматривание
общему
дому
всех предметах
быта, иллюстраций с
людей.
одежде, посуде.
изображением предметов
быта одежды;
«Города России»

Познакомить детей с Презентация: Москва, Рассматривание иллюстраций
крупными
городами Санкт – Петербург, «Золотое кольцо России»
России,
с
историей, Екатеринбург
воспитывать
патриотические чувства.

«Климатические
зоны России»

познакомить детей с
климатическими зонами
России: тундрой, тайгой,
средней полосой,
степью; формировать в
представлении детей
образ огромной по
территории (Урал,
Сибирь, Дальний
Восток, Южные
регионы) Родины,
воспитывать
патриотические чувства.

Просмотр презентации

Формировать
элементарные
представления
о
происхождении
герба,
флага, знамени России.
Воспитывать уважение к
цветам
российского
флага.

Знакомство детей с
символикой.
Рассказ
воспитателя о ее
происхождении,
истории

Рассматривание
иллюстраций;
чтение художественной
литературы;
дидактическая игра
«Природные зоны»

Декабрь
«Символы
России».

Знакомить

с

их

Экскурсия-наблюдение в
«Уголок патриотического
воспитания»
Рассматривание
герба,
флага России. Чтение
Х/Л. Дидактическая игра
«Моя
Россия».
Заучивание

символическим
значением
«Мой край – земля Воспитывать
Уральская»
патриотические чувства
к своей малой Родине,
гордость за свой род,
любовь к месту, где
живешь.

стихотворений о Родине.
Воспитатель
знакомит детей с
гербом
города
Екатеринбурга,
Режа.

Рассматривание
карты
России,
гербов
российских городов;
чтение художественной
литературы;

Рассказ
Уточнить представления воспитателя
об дидактическая
детей о гербах.
истории создания «Собери герб»
гербов.
Познакомить с гербом
города Екатеринбурга и
Режа.

игра

Пробудить интерес к
истории
и
культуре
Урала.
«История
Московского
Кремля»

Познакомить детей с
историей возникновения
Московского
Кремля,
побуждать
детей
восхищаться
его
красотой, воспитывать
патриотические чувства.

«Какие
народы Познакомить детей с
живут в России»
многонациональным
составом
населения
России,
воспитывать
уважительные,
дружелюбные чувства к
людям
разных
национальностей.

Слайды
с Рассматривание
изображением
иллюстраций;
древнего
и
современного
чтение художественной
Кремля;
литературы;
мультимедийный
проектор,
дидактическая
игра
магнитафон.
«Достопримечательности
Моковского
Кремля»;
игра-ходилка
«Башни
Московского Кремля».
иллюстрации
с
изображением
людей
в
национальных
костюмах
или
куклы, одетые в
национальные
костюмы,
блюда
национальной
кухни
разных
народов (сладости),
иллюстрации или
предметы
национальных
промыслов народов
России.

Рассматривание
иллюстраций;
чтение художественной
литературы;
дидактическая
«Костюмы
России»

игра
народов

Январь
«Русские народные Углублять
праздники».
представление о том, что
каждый
человек
принадлежит
к
определенной культуре

Рассказ
Беседа «Славянские боги
воспитателя
о и праздники»;
русских традициях,
праздниках.
знакомство с русскими
народными

(традиции, праздники).

Демонстрация
инструментами;
русских народных
Формировать интерес к музыкальных
прослушивание русских
инструментов.
культуре своего народа.
народных мелодий «Ах,
вы сени», «Гусли»;
рисование «Масленица»;
лепка «Угощение
Масленицу»;

на

кукольная инсценировка
«Театр Петрушки»;
«Мой ласковый и Закрепить представления Воспитатель
нежный зверь».
детей о животных Урала. предлагает детям
рассмотреть
иллюстрации
с
Способствовать
осознанию
особого изображением
отношения людей к животных, просит
рассказать о месте
диким животным.
обитания,
чем
Познакомить
с питаются
интересными фактами из
жизни диких животных,
показать
их
уникальность.

Рассматривание
иллюстраций;
чтение художественной
литературы;
дидактические
игры
«Животные
Урала»,
«Животные
России»,
«Красная Книга России»

Воспитывать у детей
любовь к животным.
«Люблю березку
русскую,
то
светлую,
то
грустную…».

Расширять и уточнять
представления детей о
растительном
мире
нашей местности (в
частности о деревьях).

Воспитатель
знакомит детей с
растительным
миром
края,
рассказывает
о
растениях,
в
Учить узнавать деревья занесенных
по внешнему виду и Красную книгу
называть их.

беседа о природе;
заучивание
стихотворений,
песен;

загадок,

дидактическая
«Русская береза»

игра

Формировать бережное
отношение
к
растительному,
понимать
значение
растительного мира в
жизни людей.
«Петр Великий»

Познакомить
с Просмотр презентации
деятельностью
Петра
Великого. Воспитывать
чувство гордости за
Россию

Рассказ
воспитателя
«Первый
император
Всероссийский»,
«Рабочий день Петра I».
Беседа «Великие
великого царя».

дела

Февраль
«Наши
защитники».

Углублять
представления
государстве(армия,
народ, территория).

Рассказ о русской Беседа «Зачем солдату
о армии, народе, о мундир»;
территории;
чтение
глав
из
энциклопедии «Я познаю
Познакомить
с
мир» (история);
творчеством
русских
художников, писателей,
рассматривание картин о
затронувших
тему
пограничниках на посту;
русских воинов.

«Памятники
нашего поселка».

Познакомить
памятниками
поселка.

детей с Воспитатель
нашего вносит
иллюстрации
изображением
Развивать интерес к памятников.
возникновению
памятников.
Знакомит
историей
появления.

Экскурсии к памятникам
(по выбору воспитателя);
с
беседа
об
возникновения
памятников;

истории

с
их дидактические
игры
«Достопримечательности
села»
чтение художественной
литературы;

«Богатырская
Русь»

Знакомство
народными
богатырями
Муромцем,
Никитичем,
Поповичем.

детей
с Просмотр
героями- презентации,
Ильей иллюстрации
Добрыней
Алешей

Чтение
былинных
и
сказочных произведений.
Рассматривание картины
«Богатырская
застава»
В.Васнецова.
Слушание
песни
Пахмутовой
Н.Добронравова
«Богатырская сила».

Богатырская Русь»

Закреплять и расширять Просмотр презентации,
знания детей о силе и чтение былин, сказов.
славе Богатырской Руси,
о любимых народных
героях: Илье Муромце,
Алёше
Поповиче,
Добрыне
Никитиче,
познакомить с новым
богатырём - Дмитрием
Донским, формировать
историческую
память;
воспитывать интерес и
уважение к славной
жизни наших предков,

А.
и

Чтение
былинных
и
сказочных произведений.
Рассматривание картины
«Богатырская
застава»
В.Васнецова.
Слушание
песни
Пахмутовой
Н.Добронравова
«Богатырская сила».

А.
и

любовь
семье.

к

Отчизне,

Март
«Встреча весны».

Познакомить
с
обрядами, традициями,
обычаями
русского
народа.
Учить ценить прошлое.

Используя игровую
мотивацию,
воспитатель
рассказывает детям
о
народных
традициях встречи
весны, используя
пословицы,
поговорки, загадки;

«Быт и одежда Познакомить детей с
Уральских
бытом и традиционными
народов».
костюмами
народов
Урала.

Воспитатель
предлагает детям
рассмотреть
традиционные
предметы
быта,
жилища,
Развивать интерес к макет
иллюстрации
с
одежде народов Урала;
изображением
Познакомить
с одежды
народными промыслами

«Полководцы
герои».
«Бородинская
битва».

и На примерах подвигов Просмотр презентации
полководцев
А.В.
Суворова
и
М.И. Беседа
Кутузова воспитание в
детях
уважения
к
русскому
воину,
храбрости,
доброты,
дисциплинированности.

«Театры и музеи
Познакомить детей с Просмотр презентации
Москвы и Санкт - самыми известными в
Петербурга»
Москве и Санкт –
Петербурге и во всём
мире Большим театром,
государственной
Третьяковской галереей,
кукольным театром им.
Образцова.

Беседа «Пришла весна»;
рассматривание картин:
Левитан
«Весна»,
Л.Бродская «Март»;
чтение Х/Л, заучивание
закличек, знакомство с
народными приметами;
работа
с
тестом
«Жаворонки»;
аппликация
«Пришла
весна»;
Экскурсия в музей;
чтение художественной
литературы;
дидактические
игры
«Костюмы
народов
России», «Русская изба»,
«Предметы быта»

Рассказ воспитателя о подвигах
А.В. Суворова, М.И. Кутузова

Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя.

Апрель
«Освоение
космоса».

Дать
элементарные Прослушивание
сведения об освоении мифа об Икаре.
космоса,
о
первом
космонавте.
Рассказ о том, как
зарождалась мысль
Сформировать
о полете в космос,
эмоциональное
о Юрии Гагарине.
отношение
к

Познавательная
деятельность:
беседа по теме «Первая
лунная дорога»;
составление
историйфантазий
об
инопланетянах;
рассматривание альбома
«Через
тернии
к

космонавтам;

«Поселок,
окольцованный
лесами».

Закрепить
и
совершенствовать
знания
детей
об
историческом прошлом
села Клевакинское, его
географическое
расположение,
природные ресурсы.

звездам»;
игровая деятельность:
С/Р игра «Космонавты»;
продуктивная
деятельность:
рисование «Жизнь на
других планетах»;
Просмотр видеофильма;

Составление
рассказов детьми о
поселке
(по изготовление
иллюстрациям);
символов;

схем

создание
макета заучивание
поселка
с стихотворений о поселке;
использованием
схем – символов
дидактические
игры
«Достопримечательности
села»;
художественно
продуктивная
деятельность

«Великие
Руси»

–

князья Познакомить детей с Чтение
книг
о О.
Тихомирова
важнейшими
князьях
и
их «Александр
Невский»,
историческими
подвигах:
«Дмитрий Донской», «На
событиями
и
поле Куликовом». Главы
историческими
энциклопедии
деятелями России –
«История», справочника
Ярослав
Мудрый,
дошкольника «История»
Александром.

«Москва –
город герой»
«Города Герои»

Познакомить с городами Просмотр презентаций.
героями.

Рассматривание иллюстраций
Чтение
литературы

художественной

Дидактические
игры
«Достопримечательности
Москвы», «Золотое кольцо
России», «Города Герои»
Май
«Боевая
слава Формирование у детей
нашего народа»
патриотических чувств,
основанных
на
с
Герои
Великой ознакомлении
боевыми
традициями
Отечественной
народа
и
войны - наши нашего
памятниками
боевой
земляки
славы.
Воспитание и уважения
к защитникам Родины
на
основе
ярких
впечатлений,
конкретных

Посещение парка
Победы,
возложение цветов
к
памятнику
воинам – землякам.

Экскурсия к памятнику
воинам
–
землякам,
павшим в ВОВ;

Тематические
занятия.

встречи
детей
с
участниками
ВОВ,
ветеранами
труда,
солдатами – курсантами;

целевые прогулки;

Прослушивание
песенного
репертуара
на конкурс
военную тематику. рисунка

детского
«Цветы

исторических
фактов
доступных
детям
и
вызывающим
у
них
эмоциональные
переживания

победителям»;
чтение художественных
произведений;
дидактические,
подвижные, сюжетно –
ролевые игры

Развитие
интеллектуальной
компетенции
ребенка,
коммуникативной
функции речи.
«День Победы».

Закрепить знания детей
об
историческом
прошлом и великих
подвигах
русского
народа.

Продолжать
знакомить детей с
боевой
славой
русского народа в
ВОВ;

Воспитывать
чувство Просмотр
патриотизма, стремление презентаций
подрожать героям нашей
Родины.

Экскурсия к памятнику
воинам
–
землякам,
погибшим
в
ВОВ;
прослушивание
аудиозаписей с военной
тематикой;
просмотр презентаций

Уточнить
смысл
пословиц и поговорок о
героизме,
смелости,
любви к Родине.
«Главные
войны»

битвы Познакомить детей с
одним из величайших
сражений
Великой
«Дети-Герои
Отечественной Войны –
Великой
Курской битвой. Дать
Отечественной
детям первоначальные
войны»
знания о начале ходе
Курской
битвы.
Объяснить детям её
значимость, объяснить,
почему
город носит
почётное
высокое
звание- Город первого
салюта
и
Город
Воинской Славы!
Расширять
представления детей о
событиях и подвигах
юных
защитников
Родины в годы Великой
Отечественной войны;
Обогащать духовный
мир
детей
через
обращение
к
героическому прошлому
нашей страны;

Просмотр презентаций:

Рассказы воспитателя

«Детям о Великой Рассматривание иллюстраций
Отечественной войне»
«Мы помним,
гордимся»

мы

Великие люди России»

«Семья,
труд Формирование
людей на Руси»
представлений
истории…

Просмотр презентаций
об

Рассказ воспитателя
Просмотр иллюстраций

В планирование могут быть внесены изменения и дополнения.
2.2. Методическая работа с педагогами по реализации программы
• Повышение профессионального мастерства педагогов.
• Ознакомление педагогов с программой на педагогическом совете.
• Проведение открытого мероприятия.
• Трансляция педагогического опыта:
Публикации
Открытые НОД для педагогов
Мастер-класс по разработке дидактических образовательных материалов
Выступление на педсовете
Участие в МО педагогов
2.3. Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный
контакт с семьей воспитанников.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство
гордости,
способствует
развитию
эмоций
ребенка,
его
социальной
восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи
ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
План работы с родителями

№ Месяц
п/п

Содержание работы

1.

Сентябрь

Родительское собрание по теме «Патриотическое воспитание
детей в современных условиях»

2.

Октябрь

Привлечь родителей к оформлению папки-передвижки
названиях улиц села Клевакинское «Улицы родного села».

3.

Ноябрь

Консультация для родителей по теме «Роль семейных традиций в
воспитании будущего гражданина России»

4.

Декабрь

Выставка творческих работ детей и родителей по теме

о

«Новогодние чудеса».
5.

Январь

Организация и помощь родителей в проведении экскурсии
«Путешествие по нашему селу».

6.

Февраль

Организация выставки художественной литературы для детей
«Защитники Отечества».

7.

Март

Консультация для родителей
историческим прошлым России».

8.

Апрель

Привлечение родителей к благоустройству территории детского
сада.

9.

Май

Оформление информационного стенда «Этих дней не смолкнет
слава!», посвященного Дню Победы.

«Как

знакомить

детей

с

Участие родителей в подготовке и проведении праздника «День
Победы».
Родительское собрание «Наши дети - будущее России».
В течение Проект «Гость группы - профессия родителей».
года
Анкета для родителей
«Патриотическое воспитание».
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического
воспитания детей дошкольного возраста?
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое
воспитание детей - педагоги или родители?
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой
государства, традициями, памятными датами?
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с
родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего города, края? Если
нет, то почему

2.4. Взаимодействие с социумом.
Работа ведется с Библиотекой и Домом Культуры села Клевакинское согласно плану работы.

2.5. Мониторинг гражданско-патриотического воспитания дошкольников
Цель: Определить уровень развития интегративных качеств у детей в процессе
формирования у дошкольников патриотических чувств
Задачи:
1. Определить степень освоения ребенком программы и влияние образовательного
процесса, организуемого в ДОУ, на развитие ребенка.
2. Выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при
необходимости
индивидуальный
подход
образовательной
работы
для
максимального раскрытия потенциала детской личности.
Методы:
• Игровые тестовые задания
• Беседы
• Наблюдение
• Анализ продуктов деятельности
Результат критериальной оценки и мониторинга оформляется в таблицах.
Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
ФИ. ребенка

1.Малая Родина:
Название села
Домашний адрес
Название
достопримечательностей
Название зеленых зон
Название улиц
2.Символика

Флаг России
Герб России
Герб и флаг родного города
Гимн России
3.История
народной
культуры и традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека
Предметы быта
4.Историко-географический
и природный компоненты
Природные
края,

богатства

Природноклиматическая
(лес),

зона

Вид ландшафта
5.Личностный компонент
Отношение
окружающей среде

к

Забота о близких
Проявление
дружелюбия
Умение
управлять
своими
чувствами,
договориться.
Умение анализировать
свои
поступки
и
поступки других.

Оценка:
5 баллов - Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и
узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4 - 5 улиц;
знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники,
игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природноклиматические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких,
оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет
договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах
семьи и ближайших родственниках.

4 балла - Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб,
гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые
зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется
назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные
богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет
дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними,
не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
3 балла - Затрудняется назвать страну, город. С трудом называет свой адрес, но узнает
флаг,
герб,
гимн
России,
своего
города;
отсутствуют
знания
о
достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может
назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, края, природноклиматические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не
считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает
помощи, не может анализировать поступки.
2 балла - С помощью взрослого называет свое имя, фамилию, название страны,
города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; с подсказкой называет
достопримечательности, зеленые зоны, улицы (делает это после пояснений
взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью
взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны;
заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами
товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует
поступки с помощью взрослого.
1 балл – Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн;
отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия
улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные
богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не
проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться
с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
3.
Организационный отдел
3.1. Предметно-развивающая среда
В группе оформлен центр патриотического воспитания. Материалы центра, помимо
основной экспозиции, включающей в себя обязательные атрибуты для
патриотического воспитания – флаг России, портрет президента, герб России, гимн,
отражают основные направления работы по воспитанию патриотизма – «Семья»,
«Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых»,
«Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества». Содержание центра
постоянно пополняется и обновляется. В центре предоставлены иллюстрации,
фотоматериалы, тематические папки, работы детей. Собрана библиотека
энциклопедий и книг.
Мероприятия, посвященные государственным праздникам
Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к
празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы,
День защитника Отечества, Международный женский день. При подготовке к проведению
мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он
посвящен и зачем отмечается. Например, при подготовке празднования Дня Победы

можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных
голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучить военные песни
(«Катюша», «День победы» и т. П.), стихотворения соответствующей тематики. Можно
организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта «Такое разное
детство: война и мир».
При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется
понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее
защитники. В сам праздник можно провести несколько различных мероприятий в
зависимости от возраста детей, например, праздник-поздравление отцов стихами, песнями
и танцами военной тематики, спортивно-соревновательные конкурсы, занятие-беседу
«Нам нужен мир», посвященную армии, которая защищает нашу страну. Международный
женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа
матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день
посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них
подарки, развивая свои творческие способности.
Народные праздники
Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться
его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия
по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во
время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим
настроением приобщиться к традициям. Начинают празднования с Рождества и старого
Нового года. Дети учат колядки, потом ходят в гости группами, поют, получая сладости в
вознаграждение. Празднование Масленицы можно организовать во время прогулки,
участвовать в нем могут все дети ДОУ одновременно. В представлении принимают
участие Зима, Весна, скоморохи. Дошкольники знакомятся с историей возникновения
праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы – блины, к их
изготовлению можно привлечь родителей, устроить своеобразную ярмарку. Свои символы
есть и у праздника Пасхи. Проводится занятие по росписи пасхальных яиц. Здесь
существует масса методик и техник, которые дают ребенку возможность развивать свои
художественные способности.
Спортивные игры
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание
физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой
частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают
детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и
традиции. Можно проводить соревнования между одновозрастными группами по
соответствующей тематике, например, посвященные русским богатырям. Во время
праздника дети знакомятся с русскими былинами о богатырях, с их ратными подвигами.
Проводятся такие конкурсы, как: «Меткий стрелок» - метание мячиков в цель.
Перетягивание каната. «Быстрый наездник» - соревнование-эстафета по скачкам на
резиновых лошадках или больших мячах. «Самый сильный» - выталкивание плечом
соперников за границы мата. «Богатырская помощь» - разобрать по кубикам вход в пещеру
и спасти прекрасную девицу.
Особую роль играют совместные соревнования детей и родителей. Празднование Дня
защитника Отечества для учащихся старшей и подготовительной группы можно
организовать военную игру «Зарничка», в которой папы с сыновьями участвуют в
эстафетах, а мамы с дочками – в конкурсах для болельщиков. Такая игра воспитывает
чувство коллективизма, патриотизма, формирует интерес к выполнению физических

упражнений, развивает основные физические качества, приобщает к традициям большого
спорта.
Занятия по изучению государственной символики
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание
государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие
занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России». Цель такого
занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о
государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба,
сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства
уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей
Родины.
Занятия можно проводить с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Для этого нужно подготовить презентацию по заданной тематике, запастись аудиозаписью
гимна. Последовательность проведения занятия может быть следующая: Вступительная
часть, в которой дети знакомятся с географическим положением и величиной страны.
Знакомство с флагом России, символикой его цветов. Можно провести игру «Сложи флаг».
Знакомство с гербом. Воспитатель объясняет детям само понятие герб, проводит игру
«Придумай и нарисуй герб своей семьи». Прослушивание государственного гимна.
Заключительная часть, в которой проверяется, как дошкольники усвоили материал.
Раскрытие темы малой родины
Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить
ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту. Одним из способов
является организация в ДОУ краеведческого мини-музея. В нем можно собрать коллекцию
старинных вещей, характеризующих быт, образцы изделий народного творчества
(вышивки, салфетки, скатерти, обереги, посуда, игрушки). Другим методом познания
родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей. Также
проводятся познавательные уроки. Для занятий выбираются соответствующие темы по
патриотическому воспитанию. Дети узнают о своих знаменитых земляках, об истории
возникновения и развития своего родного населенного пункта, о природных особенностях
края, изучают народный фольклор. Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет
привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его
особенностей развития и становления.
3.2. Материально- техническое обеспечение
Телевизор, проектор, DVD-плеер, USB-кол

Список использованной литературы
1. С. В. Новикова «Справочник дошкольника. История». – М.: Филол. о-во
«СЛОВО», 1998
2. Н.О. Майорова «Русская история». – М.: Из-во «Белый Город», 2004
3. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М. Д.
Маханева. М. : 2009.
4. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа
и методические рекомендации. – М.:Мозаика – Синтез, 2006.
5. Историология в картинках. От каменного века до наших дней. Справочное
издание. Перевод А.В. Борисова, Омега, 2020
6. Народы мира. Справочное пособие. Перевод А.В. Борисова, Омега, 2020
7.Тайны моря. Справочное пособие. Перевод А.В. Борисова, Омега, 2020
8. Мой первый атлас. Наша планета. Справочное пособие. А.А. Малахова, Омега,
2019.
9. Мой первый атлас. Все страны и флаги. А.А. Малахова, Омега, 2019.
10. Мой первый атлас. Россия. Справочное пособие. А.С. Холтобина. Омега,2019
11. Н.В. Дурова. Очень важный разговор: беседы занятия об этикете поведения с
детьми дошкольного возраста. Пособие для педагогов, воспитателей и родителейю – М.:
Мозаика-Синтез, 2000
12. Т.В. Скиба. Детская энциклопедия. 500 ответов на 500 вопросов будущего
отличника. Ростов н\Д.: Владис, 2021.
13.Алексеев С.П. Взятие Берлина. Победа! 1945. Рассказы для детей. – М.: Дет. Лит.,
2015.
15. Дыгало В.А., Кудицин И.В., Мартынюк А. и др. Военная техника. – М.:
РОСМЭН, 2015.
16. Сидорова Т.В. Воины. – М.: РОСМЭН, 2015.
17. Алешков В.И. Древняя Русь. – М., РОСМЭН, 2015.
18. Травина И.В. Моря и океаны. – М., РОСМЭН, 2015.
19. Травина И.В. животные России. – М., РОСМЭН, 2015.
20. Ананьев Г.С., Берлятин А.М. планета Земля. – М., РОСМЭН, 2015.
21. Артемова О.В., Гальперштейн Л.Я., Дыгало В.А. Открытия и изобретения. – М.,
РОСМЭН, 2015.
22. Травина И.В. Подводный мир. -М., РОСМЭН, 2015.
23. Гальперштейн Л.Я., Дыгало В.А., Кудишин И.В. Транспорт. – М., РОСМЭН,
2015.
24. Никольский М.В. Техника. – М., РОСМЭН, 2015.
25. Кудишин И.В. Корабли. – М., РОСМЭН, 2015.
26. Шокарев Ю.В., Сидорина Т.В. Оружие. – М., РОСМЭН, 2015.
27. Кудишин И.В. Авиация. – М., РОСМЭН, 2015.
28. Золотов А.В. Легковые автомобили. – М., РОСМЭН, 2015.
29. Демонстрационный материал: «Моя семья», «Мой дом», Расскажи про детский
сад», «Мой город», «Защитники Отечества. Беседы с ребёнком», «Хлеб – всему голова»,
«Российская армия», «Российская геральдика и государственные праздники», «Истоки
патриотизма. Беседы с ребёнком». «9 Мая. День Победы», «Российская геральдика и
государственные праздники», «Города Герои», «Великая Отечественная Война»,
30. Журнал «Дошкольное воспитание»
31. Журнал «Воспитатель в ДОУ»
32. Журнал «Ребёнок в детском саду»
33. Интернет-ресурсы

Приложение 1
Портрет
современного
выпускника детского сада

гражданско-патриотического

идеала

Базовые ценности

ГражданскоПроявление этих качеств в
патриотические качества жизни
старшего дошкольника

Патриотизм

-любовь
и
привязанность к своему
дому, детскому саду,
улице, городу, краю;

Социальная солидарность

-имеет
четкие
представления
о
стране, городе в
котором
живет;
знает
символику
-уважение
к
символам
своего государства
государства;
и ее значение; знает
и
охотно
-чувство гордости за
рассказывает
о
достижения
своей
земляках,
страны.
прославивших его
малую родину;

-чувство
людям;

уважения

к

-желание
справедливым;

Гражданственность

-желание знать историю
своей страны;
-стремление совершать
поступки,
которые
взрослые оценивали бы
как
достойные
гражданина
своей
страны.

быть

с
интересом
делится
впечатлениями
о
ярких событиях в
жизни
города,
государства
-доброе отношение
к людям любой
национальности;
-имеет
представления
о
нравственных
понятиях
«справедливость»,
«милосердие»
и
может проявить их в
отдельных случаях
-имеет
представления
об
истории и культуре
своего народа;
-может рассказать о
том, какими бы
качествами
хотел
обладать,
как
гражданин
своей
страны;

Семья

-любовь и уважение к членам - хорошо знает свою
семьи;
семью, ее традиции;
-забота о них.

Труд и творчество

-уважение
взрослых;

-проявляет заботу
обо всех членах
семьи,
особенно
младших;

к

труду

-стремление
самостоятельно чтолибо
создавать,
трудиться.
-творческий подход к
предлагаемым
заданиям.
Наука

-познавательная
активность;

Искусство и
культура

-умение
видеть
красоту произведений
искусства;
-интерес
литературным
произведениям;

к

-умение
дать
нравственную оценку
поступкам
литературных героев.

Природа

-осознанное бережное
отношение к природе.

-активный участник
всех
семейных
начинаний.
-бережно
относится
к
предметам,
сделанными
руками людей;
-предлагает
свою
помощь взрослым;
-проявляет
творчество
при
самостоятельном
выполнении заданий.
-активен в познании
окружающего мира
(вопросы, желание
экспериментировать)
; очень хочет стать
школьником, чтобы
знать еще больше.
-знает различные жанры
произведений искусств;
-с
интересом
посещает выставки,
музеи;
-внимательно
слушает
произведения
художественной
литературы;
-активно обсуждает
прочитанное
и
увиденное.
-проявляет заботу о
братьях
наших
меньших
-не
совершает
негативных
поступков
по
отношению
к
природному миру;
-указывает
на
недостойное
поведение других

людей в
области.

Коммуникабельность

-доброжелательность к
окружающим людям.

этой

-внимателен в общении со
сверстниками и взрослыми;
-умеет находить выход из
конфликтных ситуаций без
применения силы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».